По мнению многих наблюдателей, у федерального центра не остается других возможностей для выхода из чеченского кризиса кроме переговоров с представителями Аслана Масхадова. Можно сказать, что Виктор Казанцев и Ахмед Закаев общались в течение месяца по телефону не зря. Телефонные переговоры перешли в личное общение. Процесс политического урегулирования чеченского кризиса набирает силу. Понятно, что за Казанцевым и Закаевым стоят ключевые фигуры российско-чеченских взаимоотношений - Владимир Путин и Аслан Масхадов, чьими представителями и являются оба переговорщика.
Трудно получить более-менее правдивое представление о характере переговоров, если не отбросить в сторону дипломатическую фразеологию и большинство политических заявлений обоих представителей. Как правило, заявления Казанцева и Закаева адресованы своим избирателям, но не участникам переговоров. По словам Виктора Казанцева, стороны все это время обсуждали лишь вопрос о разоружении чеченских формирований и прекращении сопротивления федеральным силовым структурам.
В свою очередь Ахмед Закаев постоянно это утверждение опровергает. По-другому и быть не могло, поскольку делать другие заявления ни Казанцев, ни Закаев в данной ситуации не имеют возможности. Однако, понятно, что диалог между этими людьми не мог ограничиться военной темой. Оба - военачальники в прошлом. Сегодня их статус предполагает обсуждение политических вопросов, поскольку представляют они политических лидеров России и Чечни.
О чем могли говорить между собой специальные представители Владимира Путина и Аслана Масхадова? Видимо, о том, что позволит решить в ближайшем будущем чеченскую проблему. Но проблема эта не решается только посредством прекращения боевых действий, разоружения чеченских формирований или вывода российских войск из республики. Решение чеченской проблемы лежит в политической и социально-экономических плоскостях. Непросто вернуть стабильность в Чечне после многолетних испытаний, тем более сложной эта задача остается для Владимира Путина, у которого почти через два года новые президентские выборы.
Каждый упущенный день только усугубляет ситуацию. По какой-то странной для цивилизованного мира закономерности начало широкомасштабных боевых действий в Чечне прибавило Путину популярности среди большинства избирателей. Сегодняшние действия в Чечне уже не способствуют ее росту. Россиянам война в Чечне надоела. Стартовая площадка для политического взлета Путина может внезапно стать местом его крушения. Все это заставляет российскую властную элиту иначе взглянуть на способы решения чеченского конфликта.
Российско-чеченские взаимоотношения в последнее десятилетие показывают, что народам участвовать в политических играх с Кремлем крайне опасно. И это понимают уже не только в Чечне, но и в других регионах России. Отсюда и вытекают утверждения некоторых политологов о том, что затягивание решения чеченской проблемы только увеличивает опасность распада российского государства.
Радио «Свобода»