Необходимо прекратить войну в Чечне
Обращение к творческой интеллигенции.
Слухи о готовности российских властей к переговорам с представителями президента Чеченской Республики Ичкерия Асланом Масхадовым оказались несостоятельными, и мы слышим вновь воинственные заявления высокопоставленных представителей президента России Владимира Путина (Рушайло, Казанцева), что к весне с сопротивлением чеченцев будет покончено. Завтра могут возникнуть новые слухи и даже какие-то переговоры состояться, но нет никаких гарантий, что война и истребление чеченского народа будут прекращены.
Есть все основания подозревать, что среди силовых структур, задействованных в Чечне и в иных властных инстанциях велика заинтересованность в продолжении этой грязной войны. О том свидетельствует сам характер действий российских войск в Чечне на протяжении уже двух лет. Тем временем во все ухудшающихся условиях продолжают жить-вымирать сотни тысяч чеченских беженцев. Об ухудшении этих условий, как мы знаем, заявил недавно лорд Джадд, после поездки делегации ОБСЕ по чеченскому региону.
Терпеть этого больше нельзя, если мы хотим считать себя членами цивилизованного общества, гуманными людьми. Мы ведь все прекрасно понимаем, что война в Чечне не имеет никакого оправдания и что чеченская борьба за свободу и независимость ничего общего не имеет с международным терроризмом. Сама Чечня и ее народ являются жертвами государственного терроризма. Прекрасно сказал об этом недавно ушедший от нас Астафьев: «Мы никогда не будем там правы, как не были правы немцы, воюя против нас в России. Чеченцы вынуждены сопротивляться...»
И думается, не надо доказывать, что неправедная и жестокая война деморализует и без того уже деморализованное общество в нашей стране. Именно следствием такой деморализации и является отсутствие в стране массового движения за прекращение войны, хотя по опросам более половины населения уже устойчиво считает необходимым переговоры и окончание войны.
В этих условиях очень много могла бы сделать элита творческой интеллигенции. И коллективно, и в индивидуальном порядке. Члены этой элиты имеют доступ к СМИ, и они могли бы использовать это для гласного обращения к властям с призывом кончать войну и начинать настоящие переговоры. Таким же образом можно было бы использовать и сцены концертных залов, президиумы различных собраний, встречи с высшими представителями власти. И встречи с иностранными гостями также. Можно добиваться и проведения благотворительных концертов в пользу беженцев и окончания войны. Возможна организация длительной и разнообразной кампании. Можно добиваться коллективной встречи с Президентом России. Начать можно и с коллективного обращения через прессу к общественности и президенту, но только этим нельзя ограничиться. Опыт показывает, что наши власти таким обращениям уделяют мало внимания.
Очень помогло бы делу создание инициативной группы - для выработки примерного плана кампании и ее координации. Факт образование такой группы сам по себе мог бы стать впечатляющим событием.
Вадим Белоцерковский
Российский Общенациональный комитет «За прекращение войны и установление мира в Чеченской Республике» (т. 202-22-24, 923-44-20) готов оказать всяческую помощь всем, кто отзовется на это обращение и посчитает своим долгом выступать за прекращение войны.