Экс-спикер верховного совета РСФСР в очередной раз выступил со своей инициативой, касающейся определения статуса Чеченского государства. По глубочайшему убеждению Хасбулатова, Чечне нужно придать статус так называемой «международной автономии» или государства с «ограниченным суверенитетом», что позволит «не считать республику субъектом Российской Федерации». Свое предложение Хасбулатов основывает на тезисе о том, что
«абсолютно все население Чеченской Республики больше не доверяет российским властям и откровенно желает значительного дистанцирования от них, в том числе в форме международных гарантий».
Особый статус Чечни, по плану Хасбулатова, будут обеспечивать международные организации - ОБСЕ, ПАСЕ, - которые могли бы разместить на территории Ичкерии постоянных наблюдателей. Связи с Россией будут поддерживаться за счет «общих административных границ, единого гражданства и денежной системы». Это, по мнению экс-спикера, будет ограничивать самостоятельность Чечни.
Ранее в своих неоднократных интервью и заявлениях для СМИ Руслан Хасбулатов особо указывал на то, что в Ичкерии произошли серьезные изменения в психологическом состоянии чеченского общества и порождена глубокая ненависть к России. «Ненависть, ранее охватившая в основном маргинальные слои, проникла в самые бедные сакли, в лагеря для беженцев, в юные сердца детей, которые навсегда запомнят этот ужас, в умы интеллигенции... Мне кажется, утеряна даже надежда на скорое восстановление былых отношений между народами. Если солдаты и офицеры торгуют трупами убитых ими людей, как вы думаете, разве это нормально — пытаться жить вместе? Вот откуда эти радикальные изменения воззрений», - говорит Хасбулатов в одном из своих интервью российской прессе.
Экс-спикер российского парламента считает, что «сторонников тезиса «Чечня в составе России» непреложно встретят вопросом: а за что Россия убила двести тысяч наших граждан?…И как ответная реакция — охота боевиков на продажных и трусливых чиновников», которые обслуживают интересы Москвы в Чечне. «Так происходит расширение сферы кровной мести, которая распространена и на российских офицеров и чиновников. Кровная месть — это очень сложный институт. Возмездие приходит неизбежно, а вот когда — неизвестно. Может, лет
через десять. Это очень тревожная и опасная тенденция. В том числе и для российских военных и чиновников разного уровня, тех, кто причастен к трагедиям в Чечне».
В этой связи необходимо напомнить, что ранее Руслан Хасбулатов являлся одним из самых ярых противников даже частичной независимости Чеченского государства. После отсидки в Лефортово Хасбулатов был направлен Кремлем в Чечню для борьбы с Джохаром Дудаевым и организации «народного восстания против дудаевского режима». Восстания не получилось. Хасбулатовские
вооруженные формирования и его союзническая группировка известного уголовника и агента российских спецслужб Руслана Лабазанова, были разгромлены.
Все это происходило в преддверии вооруженной агрессии России против Чеченского государства. В те времена Хасбулатов запомнился двумя примечательными моментами. Объясняя разгром своей несостоявшейся «армии», Руслан Имранович завил тогда журналистам на пресс-конференции в селении Дойкур-аул (Толстов-юрт), что «вовсе и не думал нападать на Дудаева, а всего лишь послал два миротворческих танка (!) на помощь Лабазанову». Во втором случаи Хасбулатов активно рекомендовал Ельцину ни в коем случаи не штурмовать Грозный, а «встать по Терскому хребту и, нависая над Грозным, диктовать Дудаеву условия». Однако Ельцин не прислушался к советам своего поверженного конкурента.
Хасбулатовские рекомендации были учтены и приняты к сведению лишь пять лет спустя, в 1999 году, на секретном мартовском совещании в Кремле, где, по признанию Степашина, было принято политическое решение напасть на Ичкерию ближайшей осенью того же года. На этот раз автором идеи выступала «семейная группа» во главе с Березовским и примкнувшим к ним Степешиным. Однако авантюризм Путина, ставшего приемником Ельцина, основанный на жажде реванша российских генералов и заманчивая перспектива, наконец, победить чеченцев, так и не позволил осуществиться плану, истинным автором которого являлся Руслан Хасбулатов.
Али Мержо, «Кавказ-центр»