Чем непонятнее обстановка, тем больше воровства. В Чечне структура правительства и администрации создает как раз условия для коррупции. Существует «временная администрация Чечни». Ею руководит назначенный Москвой в качестве главы Республики специалист по вопросам ислама Ахмед Кадыров. Одновременно функционирует «правительство Республики Чечня». Его возглавляет Станислав Ильясов, тоже поставленный Москвой. Обе эти структуры определенным образом конкурируют друг с другом. В Москве, в российском кабинете министров, будто и без того не хватает противоречий, сидит в лице Владимира Елагина еще один «министр по координации деятельности федеральных органов власти по восстановлению Чечни».
То, что эта запутанная структура подвержена коррупции, недавно критиковал даже президент России Владимир Путин. Главной причиной социальных и экономических причин Чечни является, по его словам, «отсутствие необходимой схемы финансирования восстановительных работ». Глава Кремля говорит так: «Деньги поступают в Чечню и идут как по лабиринту через самые различные отделы администрации и банки; в конце за использование денег отвечают опять же самые разные институты».
На фоне этой административной неразберихи - внушительная по российским меркам сумма, которую Кремль выделяет для восстановления разрушенной за пять лет войны республики. Так, в 2001 году из бюджета Российской Федерации Чечне было выделено 4,5 миллиардов рублей (166 миллионов евро). К этому надо добавить 370 миллионов евро, полученных из разных источников за рамками государственного бюджета: на восстановление Чечни обязаны выделять деньги энергетический концерн РАО ЕЭС, Газпром, различные нефтяные компании.
В этом году, согласно данным информационного агентства «Интерфакс», из российского бюджета должно быть выделено даже восемь миллиардов рублей и еще двенадцать миллиардов из других источников. Кроме того, сюда надо добавить еще 14 миллиардов, которые должны поступить в рамках «Федеральной программы восстановления».
Если исходить из масштабов разрушений в республике, этого мало. Но, с другой стороны, весь государственный бюджет России составляет чуть больше 70 миллиардов евро. То есть, выделенная сумма для восстановления Чечни выглядит солидной.
Информация о коррупции, связанной с деньгами, выделенными на восстановление республики, поступает уже давно. Как утверждает сам заместитель министра здравоохранения Чечни Исса Дудаев, то, что происходит в министерстве, и заслуживает его критики, «наверняка не является единичным случаем». Это соответствует тому, что сказал по поводу появления все новых сообщений о широко распространенной коррупции вокруг московских денег, выделенных на восстановление республики, глава чеченского правительства Ильясов: «В сфере моей компетенции не пропадает ни одна копейка. Но я могу отвечать лишь за то, что могу сам проконтролировать». Это заявление можно рассматривать как выпад в адрес главы Чечни Кадырова, о котором российские средства массовой информации часто говорят как о человеке причастном к коррупции.
Однако, обогащаются не только в Чечне. Известно, что высокопоставленные российские офицеры замешаны в запрещенной торговле нефтью. Заключаются сделки стоимостью не на один миллион рублей: воруется сырая нефть с чеченских месторождений, откачивается из трубопроводов, а затем подпольно перерабатывается. На дешевом и некачественном бензине ездят машины в Чечне и в приграничных российских регионах. Также известно, что офицеры в кооперации с чеченскими преступниками зарабатывают на продаже металлолома. Продается все: разрушенное войной промышленное оборудование, километры только что проложенного и высококачественного электрического кабеля или различного вида трубы. Заместитель министра экономики Чечни Бадрауддин Дедаев сказал корреспонденту «Sueddeutsche Zeitung» так: «Республика разрушена и разграблена, но разрушение и разграбление, тем не менее, продолжается».
«Sueddeutsche Zeitung», ИноСМИ.ру
www.inosmi.ru