Как стало известно от одного из активистов организации Общества российско-чеченской дружбы, сумевшего выбраться из села Сержень-Юрт, и связавшегося по телефону с сотрудниками Северо-Кавказского представительства Информационного центра ОРЧД из райцентра Шали, в Сержень-Юрте оккупационные силы начали в понедельник очередную карательную операцию.
Утром 18 марта 2002 года село Сержень-Юрт Шалинского района было блокировано большим количеством бронетехники и живой силы. О том, что речь идет именно о карательной акции против мирного населения, а не об «адресной проверке» или «проверке паспортного режима», как обычно именуют карательные операции в населенных пунктах российские военачальники, красноречиво говорит тот факт, что мужское население села подверглось массовым неизбирательным захватам. Это были именно захваты, а не задержания без видимых поводов и таких формальных процедур, как предъявление документов, составление протоколов и т.п. Жителей хватали, избивали, запихивали в бронетранспортеры и вывозили за пределы села. О действиях оккупантов не была поставлена в известность ни оккупационная администрация села, ни местные пророссийские органы милиции.
По свидетельствам очевидцев, по всей видимости, речь может идти не менее, чем о сотне мужчин и молодых людей. В их числе были и инвалиды, что априори отметает версию об «операции по задержанию боевиков». Ко второй половине дня многие из заложников были возвращены в село избитыми и покалеченными. По свидетельствам прошедших через процедуру «фильтрации», многих из них пытали током, заставляя признаться в участии в «незаконных вооруженных формированиях» или дать информацию о месте нахождения «боевиков». По предположениям некоторых из пострадавших, допросы проходили в райцентре Шали, однако с достоверностью они утверждать этого не могут, так как во время движения находились в десантных отсеках БТРов.
Часть захваченных осталась в руках оккупантов, и об их судьбе по состоянию на вечер понедельника ничего неизвестно. На настоящий момент достоверно известны данные о трех жителей села, которые не были возвращены оккупантами (хотя таковых гораздо больше).
Это:
Эжиев Умар Махмудович, 1959 года рождения, проживающий в доме N 90 по улице Асламбека Шерипова. Умар является сыном Махмуда Эжиева, раненого 18 декабря 2001 года во время ночного налета оккупантов на дом Эжиевых. В ту ночь солдатами в масках был в упор застрелен его дядя, волонтер Общества Российско-Чеченской дружбы Ахмед Эжиев. Умар воспитывает двоих сыновей.
Зухайраев Шайхи, 1969 года рождения. В январе он 2000 года получил серьезно осколочное ранение ноги во время ракетно-бомбового удара по Сержень-Юрту, и долгое время проходил лечение в Ингушетии.
Яндаев Магомет, 1961 года рождения, инвалид. В прошлую военную кампанию он в результате бомбежки потерял ногу, передвигается при помощи протеза.
Необходимо обратить особое внимание на то, что все указанные лица лично знакомы сотрудникам Северокавказского представительства Информационного центра Общества российско-чеченской дружбы, являются родственниками или односельчанами его руководителя Имрана Эжиева и других активистов. Все они ответственно заявляют, что никто из трех вышеперечисленных жителей Сержень-Юрта не принимал участия в боевых действиях и не был связан с вооруженным Сопротивлением.
Отдел оперативной информации, «Кавказ-Центр»