В Грузии разаботан план вторжения в Абхазию. Первым эшелоном пойдут диверсанты и партизаны из числа «белых легионеров» и чеченцев, вторым - спецназ, армия, танки...
Но в Москве готовятся ответить...
Несколько дней назад исполняющий обязанности командующего Коллективными силами по поддержанию мира (КСПМ) в зоне грузино-абхазского конфликта генерал-майор Александр Евтеев, а также спецпредставитель генсека ООН в Грузии Дитер Боден и главный военный наблюдатель ООН в зоне конфликта генерал Анис Ахмат Баджва обратились к грузинскому руководству с настоятельной просьбой выполнить положения московского соглашения от 1994 года и резолюции Совета Безопасности ООН от 31 января 2002 года, в которых четко прописана необходимость вывода грузинских войск с верхней части Кодорского ущелья как условия возобновления прямых грузино-абхазских переговоров с целью политического разрешения двустороннего кризиса.
Шеварднадзе не соглашается под надуманным предлогом о необходимости обеспечения безопасности местному грузинскому населению (сванам). Хотя дело здесь не в безопасности. Официальный Тбилиси не хочет оставлять выгодный плацдарм на абхазской территории, который без боя был «захвачен» осенью прошлого года в ходе печально известной грузино-чеченской кампании в Кодорском ущелье. Имеются и другие причины, больше связанные с общим морально-политическим климатом в стране. Расколотая на несколько частей Грузия, где центральная власть имеет относительную силу лишь в радиусе 100 км от столицы, может вообще потерять парламент и президента, если будут сделаны очередные уступки «раскольникам» из Сухуми.
На Эдуарда Амвросиевича давят со всех сторон. «Родная» партия - Союз граждан Грузии - уходит в оппозицию, обвиняя при этом президента в коррупции и «грязных играх». 200-тысячная «диаспора» абхазских беженцев-грузин выдвигает ультиматум: если к середине мая они не получат возможности вернуться в места постоянного проживания (Гальский район Абхазии), то самостоятельно начнут вооруженную борьбу с сепаратистами. Лейбористы подают иск в Конституционный суд. Ко 2 апреля он должен принять окончательный вердикт - являются ли законными конституции Абхазии и Южной Осетии. Если нет, то президент и парламент должны будут сделать все, чтобы как можно скорее вернуть «сепаратистов» в «лоно государства».
Положительное решение суда, по мнению лейбористской партии, будет неплохим юридическим обоснованием для вторжения в Абхазию и должно убедительно подействовать на американских спецназовцев, для которых соблюдение законодательных норм - превыше всего.
Наконец, лидер Аджарии Аслан Абашидзе, который уже несколько месяцев пытается быть посредником в грузино-абхазском споре, докладывает, что Сухуми стоят на своем - любые переговоры с Тбилиси должны вестись как между независимыми субъектами международных отношений.
Проблема далеко не однозначная. В подвешенном состоянии она просто не может долго сохраняться. Если в ближайшее время не последует ее радикальное разрешение, то процесс самоопределения мятежных территорий может зайти слишком далеко и принять необратимый характер. Надежда на американскую помощь - ничтожна. Американцам нужна Грузия как территория, находящаяся в зоне каспийской нефти и где еще функционируют аэродромы 34-й воздушной армии бывшего СССР, которые можно использовать для борьбы с международным терроризмом и странами-изгоями.
Но если учесть, что нефтепровод «Баку-Супса» не пролегает через абхазскую территорию и абхазы не смогут угрожать прокачке по нему «черного золота», а аэродром в районе Гадауты - не панацея, то вывод напрашивается сам собой: надежда грузинского руководства на то, что американцы вернут Абхазию - всего лишь иллюзия.
Поэтому Шеварднадзе начинает действовать самостоятельно, с нетерпением ожидая, когда американцы подготовят ему 1200 добротных бойцов спецназа, - хотя бы на уровне умений и навыков пяти тысяч военнослужащих абхазской армии. Ведь в памяти свежи еще примеры, когда десять лет назад абхазские ополченцы смогли отбить у вооруженных до зубов солдат грузинских подразделений 70 единиц бронетехники (танки Т-55 и Т-72), более 80 артиллерийских установок различного калибра, 5 установок «Град», 42 миномета и т.д. и т.п.
Президент фактически вступает в союз с бандитами и террористами с отрядов так называемых «Лесных братьев» и «Белого легиона». Он дает им карт-бланш. При этом отчетливо понимает, что тем самым поощряет деятельность незаконных вооруженных формирований на собственной территории. Благо, американцы, в лучшем случае, будут молчать. По крайней мере, две провокации с захватом заложников (14 и 18 марта) они пропустили мимо ушей.
Война в Абхазии может начаться в ближайшие дни, заявил пару дней назад секретарь Совета безопасности Абхазии Астамур Тарба. По уточненным разведданным, у входа в Кодорское ущелье в настоящее время проводится концентрация грузинских «братьев» и «легионеров». С Панкисского ущелья к ним выдвигаются отряды чеченских боевиков. С началом «зеленки» (первые числа апреля) они начнут осуществлять диверсионные акты в районах расположения миротворческих постов и позиций абхазских войск. Затем их сменят грузинские части, подготовленные американцами якобы для зачистки Панкисского ущелья. Вторым эшелоном пойдут основные силы Минобороны Грузии - артиллерия и бронетехника. На всех этапах операции предполагается участие до полутора тысяч чеченцев, тех самых боевиков с Панкиси. Необходимость зачистки отпадет сама собой. План в принципе реальный, но…
Разработан он без участия Москвы. И, как следствие, заранее обречен на провал. Не только в военном, но и в политическом смысле. Ведь Шеварднадзе должен понимать, что в зоне конфликта находится 107 ООНовских наблюдателей, более двух тысяч российских миротворцев, а в случае мобилизации (которая уже частично объявлена) вооруженные силы Абхазии достигнут 50 тыс. человек.
Кроме того, в грузинском «тылу» находятся две российские базы - в Ахалкалаки и Батуми. Последняя (12-я военная база) - это бывшая 145 мотострелковая дивизия с полностью укомплектованным личным составом и вооружением. (Для справки: специалисты подсчитали, что в случае вывоза «имущества» базы морем - шесть полков - потребуется 12(!) лет.) При этом, что примечательно, почти 60% личного состава базы - это так называемое «местное» население, отношение которого с Тбилиси, мягко сказать, не сложилось. Как и во всей Аджарии. Рядом, на российско-абхазской границе, дислоцируется мощнейшая 58-я российская дивизия. Не говоря уже о пограничниках на чеченском участке, количество которых превышает, к примеру, все пограничные войска скандинавских стран.
Все перечисленные силы и средства переведены в повышенную степень боевой готовности. Непосредственным сигналом к этому стали не только оперативные данные, но и массовый отток уже вернувшихся беженцев из Гали обратно в Грузию. Народные «уши» иногда работают лучше профессиональных разведчиков. Особенно это характерно для маленькой Грузии...
Владимир ЛЕВИН, «Пресс-Центр.ру»
www.presscenter.ru