Чистенькая ядерная бомбочка
Россия не собирается отставать от США и тоже готовится возобновить ядерные испытания
Американское министерство энергетики сообщило, что оно возобновляет работу над новым поколением ядерного оружия, что будут выделены ассигнования для повышения готовности полигона в Неваде и что после принятия политического решения испытания могут состояться через месяц-два.
Надежные источники в Москве утверждают: на Новой Земле также идет подготовка, и вопрос в принципе решен.
Американцы прекратили разработку новых ядерных боеприпасов в 92-м году по указу президента Джорджа Буша-старшего в связи с окончанием «холодной войны». С тех пор американский минатом формально лишь разрабатывал программы повышения надежности существующих боеголовок, способы безопасной утилизации излишних запасов расщепляющихся материалов и т.д. Но в душе американские бомбоделы (как и их российские коллеги) никогда, естественно, не оставляли надежду вновь взяться всерьез за дело и вот, похоже, дождались.
Ведущие американские военно-ядерные институты - Ливерморская национальная лаборатория в Калифорнии и Лос-Аламосская национальная лаборатория в Нью-Мексико - должны в сжатые сроки на конкурсной основе разработать новый Усиленный Ядерный Пенетратор (Penetrator) - боеприпас, предназначенный для уничтожения подземных объектов и укрытий. Во время операций в Афганистане американские военные убедились, что обычные сверхточные бомбы и даже вакуумные («термобарические») большой мощности в данном случае не слишком эффективны.
Между тем в Ираке и других, более продвинутых, чем Афганистан, странах могут встретиться еще более совершенные подземные объекты, где могут, например, укрывать оружие массового поражения и установки по его производству, а бить по ним нечем. В годы «холодной войны» в США и СССР в основном разрабатывали боезаряды воздушного взрыва, поскольку они в целом эффективнее: ударная волна накрывает большую площадь, и не остается практически никакого радиоактивного заражения местности - войска могут почти сразу выдвигаться через эпицентр. (Сверхгорячий шар ядерной плазмы, остывая, быстро поднимается в стратосферу, унося с собой радиоактивные изотопы, которых образуется не слишком много, поскольку материал поверхности земли не попадает в зону ядерных реакций.)
В США сегодня есть только один тактический «пенетратор»: авиабомба В61 мод. 11. Но у нее сравнительно большая мощность (300 килотонн) и невысокая пробивная способность. В ходе взрыва неизбежно происходит выброс радиации, серьезное загрязнение местности, образуется чудовищный зараженный открытый ядерный кратер. Естественно, в войне с терроризмом никакими пропагандистскими усилиями нельзя подобное представить «хирургической операцией».
Потому сейчас американцы хотят сделать новую бомбу, которая, будучи сброшена с большой высоты, сможет пробивать десятки метров породы, в том числе скальной, метровое, к примеру, перекрытие из монолитного железобетона и только потом взрываться. Весь фокус в том, чтобы пробивная способность была очень высока, а мощность взрыва сравнительно невелика и не было бы серьезного выброса радиации на поверхность. При этом взрывная волна должна убить (тяжело контузить) и перманентно вывести из строя всех спрятавшихся под землей противников, даже находящихся в герметично изолированных капсульных бункерах высшей степени защиты, которым любые вакуумные бомбы нипочем.
Сама по себе задача достаточно сложна: современные ядерные боеприпасы - технически весьма сложные устройства, а тут надо гарантировать надежную работу после очень серьезных перегрузок при пробитии бетона и скал. Надо также хоть сколько-нибудь гарантировать отсутствие выброса в атмосферу. Без серии натурных испытаний никто, конечно, никаких гарантий дать не может. Потому и готовят полигон в Неваде.
В закрытых городах нашего Минатома уже много лет разрабатывается аналогичное ядерное оружие нового поколения, в первую очередь сверхмалой мощности и пенетраторы. Стратегическая цель программы, как и у американцев, - создать «маленькое» по мощности, «чистенькое» ядерное оружие вместо страшного, сверхразрушительного времен «холодной войны» которое можно было бы свободно использовать в малых локальных конфликтах и в антитеррористических операциях, например, на Кавказе.
На заседании Совбеза РФ 26 апреля 99-го года (когда Владимир Путин был там секретарем) программа создания нового поколения «нестратегического»ядерного оружия была утверждена на высшем уровне. Под эту программу, в частности, разрешили ввозить в страну чужие ядерные отходы, чтобы у Минатома был дополнительный источник внебюджетного финансирования. Но без натурных испытаний нашим не обойтись, как и американским коллегам.
Впрочем, информированные источники в правительстве утверждают, что принципиально вопрос о возобновлении ядерных испытаний на Новой Земле уже решен положительно. Как только США, которые в отличие от России отказались ратифицировать договор о Всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ВЗЯИ), начнут готовить первый взрыв в Неваде, Москва выйдет из ВЗЯИ на основании 9-й статьи (как американцы - из договора по ПРО).
Если Вашингтон реально применит в войне с терроризмом новую бомбу, могут применить и наши в аналогичных обстоятельствах. Потом за лидерами последуют Индия, Пакистан, Израиль и прочие. Лиха беда начало. Ядерное оружие в новом веке станет просто оружием, даже на первую полосу не каждый раз будет попадать, чего всегда и добивались многие ученые-бомбоделы по обе стороны Атлантики.
Павел Фельгенгауэр, «Московские Новости»
www.mn.ru