Кавказ – перспективы тюркского мира

Кавказ – перспективы тюркского мира
При всем уважении к мнению Бамата Кумука о гипотетическом лидерстве так называемого тюркского мира в кавказском регионе, трудно с ним согласиться.
Я сам тюркского происхождения, но достаточно скептически смотрю на умозрительные рассуждения о возможности влияния тюркского мира на негативные процессы, происходящие на Северном Кавказе.

Надо начать с риторического вопроса о том, что такое тюркский мир и есть ли он вообще? На мой взгляд, такого мира не существует. Да, есть посткемалистская Турция и другие страны с тюркским населением, да, есть тюркология, история тюрков, богатая история. Но это в прошлом. Это героическое прошлое тюрков. Сейчас же, преемственность прервана и цельного тюркского представления о решении глобальных жизненно важных вопросов, например, как в свое время подметил В.В.Бартольд, основанных на тюрко-монгольских ценностях и исламе, уже не существует. Уже давно никто не вдохновляется подвигами тюркских бахадуров и бесстрашной турецкой пехоты. Героика ушла в сферы краеведения, музейной тишины и этнографических клоунад по случаю. И в конце концов, тюркский мир нужен самим тюркам, если они смогут наполнить его реальным духовным содержанием, что весьма проблематично. Тюркскому миру не хватает духа, не достает души. Он отошел от заповедей, заполучив по инерции доставшееся наследие могучих предков. Он не имеет морального права предлагать диалог, всерьез рассматривая те или иные формы сотрудничества.

Он сам не прошел очищения и не признался в собственных ошибках, приведших его к утере независимости на рубежах прошлых двух веков. Безмолвствует семимиллионная казахская  нация, некоторые официальные представители которой регулярно, вкрадчиво и навязчиво попрекают куском хлеба изгоев сурового  44-го… Тюрки равнодушно взирают на геноцид чеченского народа и не делают ничего для того, чтобы его остановить. В Казахстане сельские молодчики, влившиеся в городские криминальные структуры, подбоченившись хвалятся расправами над кавказцами, когда огромной толпой они наваливаются на двух-трех пареньков, только за то, что они «чехи» и не имеют мол права у нас вольготно разгуливать, а тем более лезгинку танцевать. Не замечают они за собой трусливых повадок и ухищрений, слащавых подпевок; - громче всех хлопают в ладоши на концертах «Любе», а толстенькие нувориши летают на воздушных шарах с какой-нибудь дебелой Ларисой Долиной. Крича о «чеховском беспределе», не думают они о том, так почему же «чехи» в них не стреляют.

Ведь это для них легко. Не так  давно «чехи» держали «Южный порт» и центр Москвы, а новые казахские уголовники впервые заполучили вора в законе - казаха. Большой и самое главное первый, успех местничковых преступников за криминальную совдеповскую историю. В то время, когда в Чечне убивают и пытают, тюркские единоверцы хохочут на этнографических сатириконах с их отвратительными паяцами – рычащими, скачущими, подпрыгивающими, переодетыми в женскую одежду, а то вовсе раздетыми. День и ночь убаюкивающе бренчит домбра, а на ОРТ-Казахстан крутят угарный шовинистический сериал «Спецназ».

Как правильно заметил Гейдар Джемаль, построить что-либо в смысле исламской солидарности, на этническом субстрате, нельзя. Тюрки ничем не лучше других. Они должны осознать себя мусульманами, которые чувствуют, что если убили мусульманина, - значит - убили всех. Только на этой основе они (или мы) могут приблизиться к проблеме чеченского суверенитета. Приблизиться делами, а не замысловатыми предложениями ни о чем. Чеченцы не просят тюркского протектората. И не просили. И не попросят. А тюркам следует всегда помнить, что прежде чем империя изгоном прошла от Волги до Ташкента, она полвека убивала воюющий Кавказ. Поэтому возникает вопрос, а нуждается ли Чечня в риторике на тюркскую тематику? Уверен, что нет. Впрочем, Аллах лучше знает. Альхамду Лиляхи Аллаху Акбар!

Оспанов Берик,
для «Кавказ-Центра»


© Kavkazcenter.com 2020