Воры «гуманитарного порядка»
28 марта 2002 года, пополудни, у офиса Управления Верховного Комиссара по беженцам ООН (УВКБ ООН) в Азербайджане состоялось собрание калек-беженцев, многие из которых были без ног, без рук, без глаз; в инвалидных колясках, на костылях и в протезах. Общее настроение собравшихся выразил перед Средствами Массовой Информации член Чеченского Правозащитного Центра Ахсан Абдулхамидов: «Это самые обездоленные люди, которые получили увечья и потеряли части своих тел под варварскими бомбежками и взрываясь на минах в Чечне. Они прибыли в братский Азербайджан в надежде на помощь и сочувствие. Как же можно лишать этих несчастных людей той мизерной доли из 80-100 долларов, посредством которых им фантастическим образом удавалось сводить концы с концами? А ведь у многих из них есть к тому же и семьи. Теперь они лишены и этого минимума. Как же теперь и на что им жить? Почему местное отделение УВКБ ООН не выполняет постановлений Верховного Комиссара Рууда Люберса, призывающего к гуманности по отношению к беженцам и более широкому применению мер по переселению их в третьи страны?»
Весьма оригинально отреагировал на действия собравшихся офис УВКБ ООН в Азербайджане, который попросту объявил о своем закрытии?! Видимо, такой радикальной мерой чиновники намеревались разрешить создавшуюся проблему. По мнению чеченского правозащитника данная мера чиновников от «гуманитарки» направлена на то, чтобы стравить беженцев получающих минимальное довольствие с собравшимися. Многие беженцы расценили действия «стражей гуманитарного порядка» как провокационные. Судя по происходящему, Управление Верховного Комиссара по беженцам, которое согласно должностным обязанностям должно защищать и оберегать беженцев от чьего-либо произвола, само занялось сведением счетов с беженцами. К тому же подобные действия чиновников УВКБ ООН носят явно дискриминационный характер, в корне нарушая основополагающие принципы гуманитарного права.
Представители СМИ Азербайджана пытались проникнуть в офис УВКБ для того, чтобы разобраться в происходящем, но получили «от ворот поворот». Только лишь некоторым иностранным журналистам удалось узнать причину происходящего. Как последовало из объяснений чиновников от ООН они закрыли офис по причинам… безопасности(!?). При этом, не было толком объяснено кто, как и кому угрожает. Сложилось впечатление, что организация УВКБ гарантирующая безопасность беженцам, сама теперь, якобы, находится в опасности.
Суть дела, на взгляд собравшихся, заключается в том, что чиновники местного отделения УВКБ превратили эту организацию в свою кормушку и насквозь коррумпированы. По этой же причине данный офис превратился в закрытую организацию в прямом и переносном смысле.
По свидетельству руководителя местного офиса УВКБ Дидье Лея иностранным СМИ в прошлом году полноценный статус беженца получили только лишь 23 человека из 9 000 чеченских беженцев (!), а из этих 23 человек воспользовались статусом только лишь четверо, выехав за границу. А финансовую помощь из общего числа беженцев получают немногим более 400 человек. Как свидетельствуют чеченские беженцы, даже из этой суммы на взятки чиновникам УВКБ уходит 20-25 %.
В глубоком секрете содержатся данные о размере поступающей в офис финансовой помощи, так как руководство УВКБ никаких данных никому об этом не предоставляет. О сложившейся ситуации было доведено до сведения Рууда Люберса, Верховного Комиссара УВКБ в Женеве. Неизвестно какие будут приняты меры Верховным Комиссаром, но местное отделение подконтрольной ему организации свои радикальные меры по отношению к чеченским беженцам, как видим, уже предприняло. Сегодня очевидно, что подобные действия чиновников дискредитируют международные гуманитарные институты, прежде всего ООН, и подрывают у людей веру в справедливость. Интересно, захотят ли налогоплательщики и дальше отчислять свои «кровные» в пользу чиновников, паразитирующих на бедах страдающих людей?
Айдын Кахраманлы (Баку),
для «Кавказ-Центра»