Красная Армия всех сильней?

11 декабря 2002 в 00:25
Красная Армия всех сильней?
Как любил выражаться почивший в Кармадонском ущелье Бодров-младший, судя по существующему положению в российской армии, ее ожидает полный «кирдык». Об этом сообщает агентство AVN, специализирующееся на информации военного характера, которое считает, что российские боевые самолеты в скором времени станут недееспособными и их невозможно будет задействовать в вооруженных конфликтах.

По сведениям этого агентства, полученных им в военном ведомстве РФ, от источников пожелавших остаться анонимными, российская военная авиация не сможет выполнять свои функции уже в 2005 году. Судя по информации полученной и распространенной AVN, на настоящий момент более половины российского авиационного военного флота не соответствует необходимым критериям. Наиболее тяжелой выглядит ситуация с самолетами, находящимися в ведении наземных войск: лишь 35 % этих летательных аппаратов соответствуют предъявляемым требованиям. В случае с военно-воздушными силами и морской авиацией эта цифра увеличивается до 40-45 %, и на этом фоне, заявления о том, что, якобы, реформы, предпринятые Путиным, уже привели к значительному росту общего уровня экономического положения российской армии, на самом деле не соответствуют действительности.

К существующему общему кризису всей военной системы прибавляется проблема хищений и коррупции среди военных. Необходимые средства, выделяемые из российского бюджета на военные нужды, не доходят по назначению, как это происходило и происходит с финансированием для «восстановления» оккупированной Чечни. Поэтому, несмотря на наступившее «потепление» в российско-грузинских отношениях, после выдачи чеченских бойцов, российские офицеры сохраняют надежду на то, что Кремль в ближайшее время начнет военные действия на территории Грузии. Это сулило бы новый поток средств на удовлетворение частных интересов офицерского состава и отдельных лиц в высшем руководстве армии.

Продвижение же НАТО на Восток, в частности вступление в этот военный блок стран Прибалтики, свидетельствует, что в скором времени Запад будут беспокоить отнюдь не возможности российской армии в качестве вероятного противника, а образовавшиеся в ней бреши.

Газета «The Washington Post» также разделяет мнение агентства AVN по поводу существующего и грядущего кризиса в российской армии. Напомнив о массовом дезертирстве, произошедшего в сентябре этого года в Волгограде, и бегство из части военнослужащих 4 декабря, эта газета считает, что они были наихудшими случаями для российских генералов, ибо они высветили самые серьезные проблемы - «дедовщину» и неуставные взаимоотношения, да в таких масштабах, что игнорировать или скрыть их было просто невозможно.

Названные инциденты с бегством солдат стали крупнейшими акциями массового дезертирства, о которых стало известно российской общественности. Большинство же подобных инцидентов по-прежнему остаются тайной «семью печатями».

В нашем распоряжении оказался уникальный документ – подлинный Устав гарнизонной и караульной службы. Это настоящее, а не камуфляжное руководство для российских солдат и офицеров, согласно которому и проистекает жизнь в Вооруженных силах России. Для более широкого представления о ситуации в российской армии, приведем существующие положения из неписаного армейского устава настоящего российского воинства. Вот некоторые из них:

1) Командир российского солдата есть его Отец; старослужащий есть его Дед, а иные родственники российскому солдату не положены.

2) Всякий российский солдат имеет начальников прямых и непосредственных; прямой начальник может послать солдата со всей прямотой, а непосредственный – со всею непосредственностью.


3) Быть российским солдатом «приятно» уже потому, что думает за тебя командир, ест – повар, одевается – каптер, а переживает – солдатская мать. Ты же кури и помни, что через год вырастешь большой и сам будешь чмырить тех, кто сейчас оттягивается на гражданке.

4) Отжимания от пола есть первейшая радость солдата, заменяющая ему утехи плотской любви.

5) Маршировка есть вторая радость солдата, заменяющая ему избыток пищи. Избыток пищи вреден солдату, ибо погашает в нем боевой дух, необходимый для поражения противника.

6) Битва за урожай есть главное дело солдата. Битва за урожай уже тем приятна солдату, что главные потери в ней терпит урожай.

7) Рот дан солдату для приема пищи, подания голосом сигнала «Так точно» и курения в установленных для этого местах. В иных случаях открывать рот солдату не следует.

Одним словом, солдатом в российской армии есть военный человек, имеющий права и обязанности. При этом права солдата суть его обязанности, и обратно. Стоит ли удивляться последнему массовому побегу, солдат Таманской дивизии, которая рассматривает само свое существование, как свидетельство российской военной славы?

В последнее время число уклонистов от службы в армии достигло критической отметки. Кризис системы обязательной воинской повинности в России обнаруживается в том, что военные сумели призвать на действительную военную службу всего 11% того количества призывников, которое им требовалось от осеннего выводка. Те, кто все же пришел на призывные пункты, нередко находятся в такой физической форме, что нужны многие месяцы усиленного питания, чтобы они пришли в кое-какую норму. Даже по официальной статистике, которая, как считают правозащитники, является далеко не полной, дезертирство является самой серьезной проблемой в российской армии. Только в первой половине текущего года самовольно покинули свою часть 2270 военнослужащих. По данным же солдатских матерей число дезертиров за год превышает 40 тысяч солдат и офицеров.

Помимо дезертирства растет и число самоубийств: в первой половине 2002 года, по официальным данным, их было 189 по сравнению с примерно 70 случаями за тот же период прошлого года. В текущем году 1127 погибли в силу причин, не связанных с боевыми действиями.

Как известно, российский президент обещал широкомасштабные перемены с целью реформ военной организации, однако это обещание остается неисполнимым по ряду существующих критериев. Даже скромный эксперимент по созданию первой дивизии целиком состоящей из контрактников, начатый в сентябре этого года в западном российском городе Пскове, быстро увяз в рутине, став образчиком препятствий обещанной реформе.

Российские политики всех мастей давно уже согласны с тем, что единственный путь реформирования армии в профессиональную – отмена обязательного призыва и ее сокращение. Однако в последнее десятилетие такое уже наблюдалось, когда могущественные советские вооруженные силы, охранявшие обширную советскую империю, развалились, сократившись с 5 миллионов до 1,2-миллионной тени собственного прошлого.

Проблема России, как правопреемницы СССР, состоит в том, что она сохранила почти те же территории, что имелись в СССР, а так же ее нежелании отпустить республики, которые стремятся к независимости, и которые отстаивают ее (Чечня). Для защиты такого пространства ей всегда будет не хватать вооруженных сил. Так что, говорить о сокращении армии не приходится. Логика ситуации требует кардинальных решений по отношению к тем российским колониям, которые с оружием в руках отстаивают или намерены отстаивать свою, независимость, признав их существования вне контроля метрополии. Это понимают в Кремле, но имперские амбиции не позволяют им сделать этот спасительный для России шаг. И бесперспективная война в Чечне продолжается, ежедневно напоминая о неспособности России победить в этом конфликте, который Кремль давным-давно объявил завершенным.

А. Сардали, Союз Кавказских Журналистов.
Для «Кавказ-Центр»