Как сообщает корреспондент «Немецкой волны» председатель комиссии по правам человека при президенте России Элла Памфилова продолжила поездку по лагерям чеченских беженцев в Ингушетии.
Накануне поездки Памфилова сделала несколько заявлений, которые вызвали резкое негодование у неправительственных правозащитных организаций.
Памфилова заявила, в частности, что пока нет ни одного фактического свидетельства насильственного возвращения переселенцев обратно в Чечню. «Возможно, их нет у Памфиловой, и это беда возглавляемой ею официальной комиссии. Однако у нас таких свидетельств, в том числе документальных, более чем достаточно» – отвечают журналистам в Правозащитном центре «Мемориал» и в московском бюро международной правозащитной организации Human Rights Watch.
«Весь вопрос в том, что понимать под насильственным возвращением» – заметила в беседе с корреспондентом «Немецкой волны» сотрудник «Мемориала» в Назрани Липхан Базаева. «К людям в палатки по несколько раз на дню приходят представители властей и добиваются, чтобы те написали заявления о так называемом добровольном возвращении. При этом людей тысячами исключают из списков на довольствие, лишают гуманитарной помощи. А генерал Юнаш, имя не помню, из федеральной миграционной службы (Игорь Борисович Юнаш, первый зам. начальника ФМС – прим.ред.) по-военному прямо предупреждает, мол, вы что, хотите дождаться, чтобы вас возвратили в Чечню под дулами автоматов?» – свидетельствует правозащитница.
«Люди хотят вернуться в Чечню, но опасаются за свои жизни. Многие из тех, кто уехал, уже опять вернулись в Ингушетию. Ведь в Чечне ежедневно убивают. Буквально на днях в Грозном были схвачены и увезены в неизвестном направлении трое молодых чеченцев, студентов местного Нефтяного института. А пятничный теракт в Грозном? Как возвращаться туда, где нет никакой безопасности?» – недоумевает Липхан Базаева.