Из различных российских информационных источников стало известно, что известный политолог Сергей Караганов (Совет по внешней и оборонной политике) готовит некие предложения для Примакова, которые, по его мнению, желательно довести до Путина. В разделе, отведенном анализу российско-американских отношений, Караганов предлагает принципиально сместить акценты из области сотрудничества по борьбе с международным терроризмом, поставив на первый план защиту национальных интересов России.
По мнению политолога, подобное смещение диктуется тем, что, во-первых, ставка на сотрудничество уже выполнила свою задачу, Путин вошел в число признанных на Западе лидеров. Во-вторых, Россия находится на пороге предвыборных кампаний 2003-2004 годов и необходимо «обозначить флаг во внешней политике», а в-третьих, новые подходы нейтрализуют критику внутренней оппозиции.
Для того чтобы лучше воздействовать на Путина, полагает Караганов, необходимо задействовать психологический фактор. Учитывая, что кумиром Путина является генерал Де Голль, следует, по его мнению, развивать мысль о том, что Россия сейчас находится в отношениях с США в примерно таком же положении, в каком находился Де Голль с американцами во время второй мировой войны. Те игнорировали французов и решали все проблемы без его участия. Тогда Де Голль нашел подход к Сталину. Прорывным моментом стал визит в Москву в 1944 году, где Де Голля принимали на самом высшем уровне. После этого визита французский генерал вступил полноправным членом в так называемую «антигитлеровскую коалицию».
По мнению Караганова, общественное мнение России с симпатией отнесется к изменению приоритетов во внешней политике. 59 процентов опрошенных уже полагают, что американцев все же надо поддерживать в борьбе с «международным терроризмом», однако возражают, чтобы под прикрытием этой борьбы команда Буша решала задачи укрепления американского гегемонизма. Российское общественное мнение выступает против военного присутствия США в непосредственной близости от границ России, в частности в Центральной Азии, а также в Грузии. Происходит подспудное изменение симпатий к американцам: в 1995 году позитивные чувства к США отмечали 77,6 процентов россиян, сейчас – всего лишь 38,7 процентов.
В качестве примера, когда команда Буша подгоняет под борьбу с «международным терроризмом» общие задачи усиления ядерного потенциала США, Караганов приводит намерение американского президента приступить к разработке и испытаниям нового поколения ядерного оружия. При этом Пентагон доказывает, что нынешние американские арсеналы якобы устарели и не отвечают задачам борьбы с терроризмом.
Таким образом, американцы рассматривают сотрудничество с Россией лишь как одностороннюю помощь для США в его борьбе с «международным терроризмом». Не существует обратной связи, Россия явно не дополучает ни в области экономики, ни в безопасности. Главный итог расширения НАТО сводится к тому, что Россию так и не пустили в НАТО. Москва не может даже поставить вопрос о неразмещении ядерного оружия на территории новых членов НАТО или об ограничении численности войск на границах России, сокращении наступательной инфраструктуры НАТО. Российский генералитет будет вынужден считаться с этим и принимать меры к адекватному ответу, а это новая эскалация военных расходов.
Исходя из этих обстоятельств, Россия, по Караганову, должна провозгласить де-факто политику определенной внешней самоизоляции, сделать упор в 2003 году на решении внутренних экономических и социальных проблем. Караганов предлагает решать вопросы безопасности путем подъема экономики, жизненного уровня населения, что позволит «сплотить народ вокруг Путина и повысить международный престиж России». У населения вызывает раздражение проявившийся в 2002 году акцент на расширение зарубежных поездок президента, поэтому в 2003 году желательно все сместить в сторону увеличения поездок по России и решения региональных проблем.
С другой стороны, необходимо, по мнению Караганова, активно использовать «экономическое оружие» - разработать программу преференциальных экономических отношений с Германией, Францией и Италией. Сюда должны войти предложения по прокладке новых газо- и нефтепроводов в эти страны, расширение российских капиталовложений в авиастроительные комплексы, совместные разработки в этой области, а также ТЭК и т.д.
Карагановский план предполагает поменять партнерские приоритеты Москвы, открыв ворота перед Европой и закрыв их перед США. По утверждению политолога, наступило время, когда Путин должен конвертировать свои хорошие личные отношения с западными лидерами, в первую очередь с европейскими, в экономические дивиденды.
Новое экономическое соревнование с США по Караганову предполагает интеграцию России в европейские структуры с использованием имеющихся в руках Москвы сырьевых рычагов влияния на западный альянс.
Однако все предложения и советы политолога Караганова имеют один существенный нюанс. Общеизвестно, что Караганов является одним из самых активных проамериканских «агентов влияния» в на территории постсоветской России. Учитывая это, очень трудно предположить, что политолог обуян мыслями навредить интересам США. Скорее наоборот. Вот почему подозрения некоторых российских патриотических структур относительно истинного замысла «программы Караганова» не лишены смысла. Как в полнее резонно заметил один из прорусских Интернет-ресурсов - «хитрожопый Караганов предлагает слегка закрыть экономику России для США с тем, чтобы широко распахнуть ее для ближнего Запада - для Европы. Из слов американского протеже Караганова можно сделать вывод, что Америка сдает Россию Европе. Но сдает не всю, а только европейскую часть: Сибирь как главную кладовую планеты, американские геополитики никому не отдадут ни за какие деньги. Караганов подводит экономическую базу под будущий распад России».
Совершенно верное замечание с единственным дополнением – «под будущий объективный распад России!»
Саид Ирбахаев,