«Ваш ум настолько тонкий, что… не заметен»
Английский лорд снова в порушенной войной Чечне, в гостях у разрушителей - ханкалинской группировки оккупационных войск. Как и в предыдущие приезды график лорда чрезвычайно насыщен и краток. Встречи с Кадыровым, с генералами-убийцами, коллаборационистской массовкой в виде многочисленной кадыровской челяди «министров и глав администраций», группками беженцев и, конечно же, правозащитниками.
Прямых рейсов из Страсбурга аэропорт имени Шейха Мансура, пока нет. Поэтому в Чечню всякий раз приходится ездить через Москву. По нескольку раз в год. Но не только из-за отсутствия прямых рейсов, но и из-за деликатности. Для ознакомления с «новой чеченской конституцией», например. Или для того, что бы услышать рассказ предгосдумы Селезнева о готовящемся референдуме, как «бесспорном факте наметившегося политического процесса».
Лорд Джадд в Чечне не новичок. Поэтому сценарий своих поездок он выучил на зубок. Этим чрезвычайно довольны в Кремле. Партнеры Джадда по европейским депутатским мандатам в Госдуме так же отмечают «значительный прогресс» во взглядах титулованного англичанина. А недовольство и глубокое разочарование ежедневно убиваемых всеми видами современного оружия чеченских женщин, детей и стариков, в Страсбурге совсем не замечают. Или делают вид, что не замечают. Как бы обманывают Москву – «мы, мол, хоть и молчим, но все равно все видим и записываем».
Все это называется умным словом – дипломатия. Некоторые даже считают, что европейские дипломаты ведут очень тонкую политику. Заместитель главы московского представительства организации «Хьюман райтс вотч» Александр Петров, например, заявляет, что Джадд вовсе не закрывает глаза на ситуацию в республике.
Петров убежден, что «члены делегации прекрасно осведомлены о том, что происходит в Чечне, а также в Ингушетии с вынужденными переселенцами, это совершенно ясно. Нужно учитывать, что Совет Европы и его представители, которые сейчас работают в Чечне, остаются фактически единственными международными наблюдателями, после того, как группа содействия ОБСЕ была вынуждена покинуть Чечню в самом начале января».
И далее - «Сам факт присутствия международных наблюдателей является чрезвычайно позитивным фактором в общем развитии ситуации в Чечне и Ингушетии. Регулярные отчеты, которые присылают эксперты Совета Европы из Чечни, также являются ценными источниками информации», добавляет представитель «Хьюман райтс вотч».
Защитники европейской дипломатии считают, что ключ к пониманию позиции лорда Джадда - это прагматизм. Не вступая в резкую конфронтацию с Москвой из-за нарушений прав человека в Чечне, можно якобы продолжать работать в самой республике и получать хоть какую-то информацию.
Политика лордов джаддов действительно чрезвычайно тонкая. Такая тонкая, что ее совсем не заметно. По причине сверх тонкости этой политики российские агрессоры продолжают безнаказанное истребление чеченского народа. Комментаторы и журналисты даже называют эту политику «смахивающей на геноцид». Но еще не геноцидом. Как «умно» заметил небезызвестный журналист радио «Свободы» Бабицкий, «количество убиваемых людей в Чечне пока не подходит под понятие геноцид». То есть чеченцев убивают еще не достаточно. До геноцида не дотягивает. Так что английскому лорду можно со спокойно совестью возвращаться в Страсбург, что бы через некоторое время опять вернуться и подсчитать – не превысило ли количество убитых за время его отсутствия чеченцев определенных для России рамок?!
В советские времена был популярен один из многочисленных анекдотов про Чапаева и Фурманова. «Как-то Фурманов одолжил Чапаеву 100 рублей и через некоторые время напомнил о долге. Знаменитый комдив открыл свой блокнот, посмотрел в записи и сказал – «Да, ты прав Фурманов, я действительно тебе должен. Ты у меня отмечен в списке». Закрыв блокнот, Чапаев ушел. Через несколько дней Фурманов вновь напомнил Чапаеву о долге. Чапаев опять открыл блокнот и заявил Фурманову, что у него все записано и о долге он знает. Однако после третьего напоминания Чапаев, посмотрев в свои записи, заявил Фурманову – «Да, Фурманов, ты у меня отмечен в списке. Но если будешь настаивать, я тебя вычеркну…!»
Нет сомнений, что у Джадда все записано и отмечено. Просто чеченцы никак не сообразят, что должны быть благодарны самому факту, что их отметили в этих запмсях. Чеченцы, что тот непонятливый Фурманов, все напоминают и напоминают лорду о долге ПАСЕ, рискуя в любой момент быть вычеркнутыми из блокнота Джадда.
Саид Ирбахаев, «Кавказ-Центр»