События вокруг Ирака, способные изменить геополитический расклад в мире, вызвали бурные процессы, которым многие аналитики не успевают дать должную оценку. Тем не менее, мы продолжаем комментировать их исходя из собственных источников информации.
Скандальный раскол в блоке НАТО, вызванный отказом трех его членов в помощи Турции, достиг своего апогея. Дело дошло до того, что Ширак, практически не скрывая, проклинает все руководство США. Буш, в свою очередь, называет Францию «близорукой», а конгрессмен Питер Кинг и вовсе объявил ее «второсортным государством», предложив в дальнейшем вообще не допускать до участия в военных коалициях, и даже намекнул на «изгнание» Франции из Северо-Атлантического альянса.
Оскорбительные заявления в адрес бунтующих европейских стран могут серьезным образом сказаться на самом существовании этого военного блока. Масла в огонь подливает и российский президент, который, находясь в Париже, не без удовлетворения назвал раскол в НАТО «исторической заслугой президента Ширака».
11 февраля между Россией, Францией и Германией фактически был заключен антивоенный союз. Этими тремя странами была подписана совместная декларация о том, что Ирак нужно разоружить мирным путем.
Очевидно, что ведущие государства Западной Европы – Франция и Германия, серьезно обеспокоенны тем, что Старый Свет постепенно теряет свои позиции в мире, а США все чаще принимают решения по серьезным международным вопросам, игнорируя Европу. В этой связи не исключено, что принятая Германией, Россией и Францией декларация может стать первыми шагом на пути построения новой организации, которая в будущем станет альтернативой НАТО.
Брюссельская штаб-квартира НАТО уже несколько суток подряд работает в чрезвычайном режиме. Приложила к этому руку и Москва. Совсем еще недавно Washington Post писала, что длительные переговоры между правительством Вашингтона и Москвой привели к решению о единодушном подходе к иракской проблеме и Буш заручился поддержкой Путина не протестовать против действий США и не использовать свое право вето в Совете Безопасности ООН. «Последние два года в нужный момент Путин, как правило, отказывался от своих возражений, делал неприятный для себя выбор и продолжал двигаться дальше. Именно так он поступал, когда администрация Буша разорвала договор по ПРО и договорилась о расширении НАТО», - писала Washington Post.
Политики и аналитики считали, что позиция России по этому вопросу мотивирована, в первую очередь, прагматическими соображениями. Они полагали, что Путин хочет сохранить хорошие отношения с президентом Бушем и Западом в целом, сконцентрировав основное внимание на экономических проблемах своей страны.
Однако мы так не считали и не считаем, так как знаем Россию от ее макушки до кончика хвоста, и всегда предполагали, что Россия на первом этапе будет вести себя именно так. Мы и сейчас уверены в том, что политика России в иракском вопросе была рассчитана на внесение раскола в НАТО. Мы так же уверены и в том, что воодушевление Берлина и Парижа, вызванное поддержкой Москвы, преждевременно, и Россия, как только получит от них свои дивиденды, сделает неожиданный пируэт в сторону США.
Одним из достижений Путина в ходе его визита в Берлин и Париж, по мнению российских комментаторов, считается заявление президента Франции, сделанное им на пресс-конференции. Жак Ширак, не взирая на громкие протесты французской общественности, так и заявил, что проблема Чечни должна решаться в рамках территориальной целостности России, цинично добавив – «с учетом уважения прав человека».
Пользуясь ситуацией, Кремль выжимает из членов НАТО как можно больше уступок. На этот раз российский президент предпочел брудершафту с Бушем поддержку своей кавказской политики Францией и Германией. США же кровно заинтересованные, если не в поддержке со стороны России боевых действий против Ирака, то хотя бы в ее нейтрализации по данному вопросу, пока лишь намекают на то, что включат некоторые чеченские организации в так называемый «террористический список». Однако не исключено, что Франции и Германии совсем скоро придется столкнуться с проявлениями загадочности русской души. Это может произойти в том случаи, если США пообещают Москве нечто более весомое, чем сто первое «китайского обещание» о признание террористом Шамиля Басаева.
Ахмад Ичкерийский, СКЖ.