На Западе широко распространено мнение, что салафиты (ваххабиты) в исповедуемом суннитами исламе являются прекрасной почвой для выращивания антизападных настроений. Суфиты же, которые не являются ни течением, ни ветвью в исламе, а школой мысли, пропагандирующей духовные ценности, рассматриваются как противовес экстремизму салафитов. Автор этой статьи, пробыв какое-то время в Ираке, смотрит на ситуацию с другой точки зрения.
Усама бен Ладен, эта икона салафитов, который теоретически должен считаться суфитами неверным, является живой легендой среди суфитов в Багдаде и далеко за его пределами. Портреты иракского президента Саддама Хусейна в Ираке повсюду. Их можно увидеть в мечетях, у мусульманских святынь, на площадях и даже в качестве экранных заставок компьютеров в дорогих отелях. Какое воздействие эти портреты оказывали и все еще продолжают оказывать на сердца и умы иракцев, определить трудно, поскольку общество является таким закрытым. О чем можно судить с большой степенью определенности, так это о том влиянии, которое оказали (на иракцев) события 11 сентября 2001 года, афганская кампания и борьба с международным терроризмом, в особенности с Бен Ладеном. Спросите любого иракца о Бен Ладене и у того неизменно загораются глаза, когда он отвечает, что «Бен Ладен является правоверным мусульманином и воином ислама».
Такова реальность, характерная для всего Ирака, с возможным исключением, которое составляют шииты на юге страны. Нравится людям Саддам или нет, однако они определенно не любят США и все это благодаря Бен Ладену. Однако на официальном уровне комментарии на тему личности Бен Ладена решительно не поощряются. Багдад является центром суфитского ислама. В городе возникли три основные школы суфитов – Сухарварди, Кадри и Накшанди, которые затем распространили свое влияние по всему миру. Хотя суфиты не любят, когда их отождествляют с каким либо конкретным течением, эти три школы принадлежат к суннитскому направлению в исламе. Школа Кадри является самой крупной. По словам шейха Бакара Самарая, главного муллы мечети при усыпальнице шейха Абуда Кадира (Абдул Кадир был основателем школы Кадри), школа Кадри имеет около 80 миллионов последователей по всему миру, из которых 2 миллиона проживает в Ираке. Традиционно школа Кадри и салафиты всегда были злейшими врагами. Салафиты выступают против усыпальниц и гробниц. Они считают, что после смерти контакт тела и души с миром прекращается. Вся философия суфитов, особенно тех, кто принадлежит к школе Кадри, вращается вокруг духов и душ, которые взаимодействуют с миром через усыпальницы и гробницы. Салафиты верят в борьбу с неверными и тиранами, в то время как суфиты, особенно кадрийцы, верят в максимальную терпимость по отношению к таким людям и учат тому, что только любовь, а не кинжалы и клинки, может изменить сердца и души людей. Согласно утверждениям богословов-салафитов, суфиты, и особенно кадрийцы, неправильно истолковывают и представляют в ложном свете учения ислама своими персональными идеалами, в то время как кадрийцы считают, что салафиты, проповедуя свои экстремистские взгляды, утеряли истинную суть ислама.
Потомок шейха Абдула Кадира Гиллани и хранитель его усыпальницы Сайед Ахмед Гиллани был в свое время послом Ирака в Пакистане. Не желая дискутировать по поводу личности Бен Ладена, он заявляет, что, хотя не может мириться с жертвами среди простых граждан, он, как мусульманин, симпатизирует Бен Ладену. Рияз аль-Килидар является хранителем одной из самых почитаемых шиитами святынь имама Хади и гробницы имама Хасана Аскари в Самарре (в 40 километрах на север от Багдада). Он также считает, что после событий 11 сентября 2001 года в умах мусульман исламского мира произошла революция, и что Бен Ладен, на самом деле, является истинным мусульманином и борцом за веру. Сайед Сабах – потомок имама Мусы Казима и хранитель усыпальницы Казима в Багдаде является также членом иракского парламента. Он также утверждает, что Бен Ладен это «воин ислама, и мы всегда молимся за его здоровье и упоминаем имя Усамы в своих молитвах». Он с гордостью вынимает из ножен кинжал, висящий с боку на поясе. При этом он заявляет: «Этот кинжал принадлежал моему деду, Сайеду Ибрагиму аль-Хуссейни. Он сражался против британских войск вместе со своими сторонниками и учениками. Как только американцы нападут на Ирак, я покину эту усыпальницу и мечеть и буду сражаться против американских солдат вместе со своими сторонниками и учениками».