26 МАРТА Чечня вступит в новую фазу взаимодействия с федеральным центром. Сначала был приход к власти Д. Дудаева, затем две чеченские войны. И вот — референдум.
ПО СЛОВАМ представителя Кремля, готовится он в весьма благоприятных условиях. Чеченцам объявлено о персональном возмещении материального ущерба. На 20% уменьшается число блокпостов. Ночные спецоперации будут вестись с максимально возможным соблюдением закона. 47 военных уже осуждены за преступления в Чечне.
С большим пониманием к чеченской проблеме стал относиться и Запад. Хотя продолжается и давление. ОБСЕ угрожает созданием кавказского трибунала по расследованию военных преступлений. Но вдове Д. Дудаева было отказано во въезде в США из Баку, где она живет. Из Турции изгнан Удугов — он живет сейчас в Катаре по фальшивому казахстанскому паспорту. Чеченские банды, возглавляемые Басаевым, убитым Бараевым и наследником Хаттаба — Абу Валидом, признаны в США террористическими. Там же прекращена деятельность фонда, из которого обналиченные в Риге, Баку и Тбилиси деньги шли боевикам.
Так чего же хочет Москва от референдума?
Зачистка мозгов
ВАЖНЕЙШАЯ его задача — поставить наконец крест на легитимности Масхадова. Хотя официальный срок его пребывания в должности президента давно истек, на Западе он до сих пор признается. И немудрено — Масхадов подписывал с Москвой хасавюртовское соглашение. Его подпись вместе с подписью Б. Ельцина стоит и под текстом соглашения 1996 года. Избавиться от «официального» Масхадова можно только другим официальным актом.
Следующий пункт. Референдум продемонстрирует всему миру, что войне пришел конец. Начался процесс политического урегулирования, когда в дележ должностей и портфелей нужно втянуть чеченскую элиту.
На сегодня чеченское общество можно условно разделить на 3 группы.
Первая. А. Кадыров и чеченская диаспора во многих российских регионах. Они лояльны к федеральной власти.
Вторая. Сепаратисты и боевики. Это группа не столь многочисленная, но является самой эффективной с точки зрения влияния на чеченские события.
Третья. Умеренные. Их больше всего. По разным причинам они не торопятся примкнуть ни к первым, ни ко вторым.
По итогам референдума первая и третья группы получают возможность прихода к власти и доступ к значительным денежным ресурсам. Кремлю важно не упустить их. Надо заранее инициировать между ними процесс переговоров вокруг предстоящих президентских и парламентских выборов, формирования правительства, его многочисленных министров. Только в этом случае будут понятны логика, жертвы и расходы на проведение референдума.
Ловушки
ИЗ-ЗА НЕДАВНЕЙ переписи населения федеральный центр оказался в своеобразной вилке. Чтобы увеличить республиканский бюджет, г-да Ильясов и Кадыров посчитали население республики в количестве 1 100 000 человек. По всем нормам 75% из них должны быть избирателями — более 750 000. Но паспортов чеченцам выдано чуть больше 500 000. То ли «мертвых душ» приписали на 250 тысяч, то ли они от паспортов отказались? Разумеется, это порождает вопросы. Хотя на фоне такого количества «мертвых душ» 35 тысяч участников референдума из числа военнослужащих не кажутся слишком большой цифрой. Это лишь 7% от зарегистрированного числа избирателей.
Возникнут проблемы и с выносимым на голосование текстом Конституции. Как писал «АиФ», в нем зафиксированы запрещенные федеральным законодательством понятия регионального суверенитета и гражданства. Последствием этого может стать то, что Кремлю придется разрешать их и другим. Во всяком случае новый председатель Конституционного суда В. Зорькин едва ли будет закрывать на это глаза.
Еще одна проблема — кого бы Москва хотела видеть президентом? После референдума этот вопрос встанет очень серьезно. Пока считается, что наиболее подходящая фигура — А. Кадыров. Но, например, на выборах депутата Госдумы от Чечни все считали, что кандидат Кремля — Леча Магомадов. А победил А. Аслаханов.
Сегодня сложнее. Если Кремль хоть намеком даст понять, что не держится за А. Кадырова, он вместе с сотнями своих отлично вооруженных гвардейцев, скорее всего, уйдет в лес. Вновь начнет партизанить под знаменем ислама. Но если опереться только на него — затаятся другие. Кто они, конкуренты А. Кадырова?
Кандидаты
1. А. Аслаханов. Генерал МВД в запасе, поэтому близок силовикам. В эти дни встречается с представителями диаспоры в российских регионах.
2. А.-Х. Султыгов — представитель президента по правам человека в Чечне. Молод, интеллигентен, владеет английским языком. Вполне может стать, по крайней мере, вице-премьером, министром по внешним связям. Его активно поддерживает Д. Рогозин, депутат Госдумы.
3. Д. Завгаев. Бывший руководитель Чечни, ныне посол в Танзании. Последний месяц провел в Москве, забросив массу важнейших дел в Африке.
4. Я. Мамадаев. Бывший премьер-министр в правительстве Дудаева. Богат и влиятелен. Проявляет заметную активность.
5. У. Джабраилов. Очень хочет выдвинуться, но принадлежит к тейпу А. Кадырова. Так что, скорее всего, в списки внесен не будет.
6. Кандидат от оппозиции. Если тактика бойкота и срыва референдума не пройдет, им вполне может стать представитель Масхадова в Москве г-н Маигов. И даже лондонский беглец Закаев. Англичане вполне могут его выдать под наши гарантии амнистии и участия в выборах. Он с удовольствием будет работать на Москву, чего добивался несколько лет. Во всяком случае шел на все возможные контакты с федералами.
Есть и еще 1–2 очень авторитетных человека. Пока они не высовываются. Ждут, когда уже обозначившиеся кандидаты перегрызутся друг с другом. Это не шутка. Известно, что команды кандидатов всерьез подумывают о «спецпроектах» нейтрализации конкурентов традиционным способом…
Остается еще раз призвать к мудрости Москву. Задача верховной власти — не дать кланам перессориться. С помощью новой Конституции можно трудоустроить всех претендующих на власть.
АиФ