Коран и калашников

Коран и калашников
Иракское население еще не испытывало страданий, подвергаясь ракетным обстрелам, а последний американский посол в Багдаде Джозеф Уилсон уже предупреждал: «Даже если они ненавидят диктатора, нас они точно не любят». Это одна из причин, которая может служит объяснением тому, что иракская армия до сих пор продолжает выступать на стороне властей, по меньшей мере, в ожидании сражения за Багдад. Даже самые последние прогнозы, а также стратегические сценарии свидетельствуют о неправильной оценке ситуации и игнорировании фактов, свидетельствовавших против молниеносной войны. Кроме того, экономические санкции на протяжении длительного времени негативным образом воздействовали на население, но не наносили ущерба режиму. Более того, Саддам Хусейн мог обвинять иностранные государства в нехватке продовольствия и медикаментов, в то время как через тайные поставки нефти он пополнял свой банковский счет, приобретал оружие на черном рынке, субсидировал олигархов их своего клана и укреплял свою деспотическую власть.

И вот, Джордж Буш-младший больше года назад объявил о войне, которая должна была быть молниеносной. Это позволило Саддаму в деталях разработать свою стратегию, развернуть кампанию по призыву сограждан к защите своей «священной земли», сформировать для городской партизанской войны специальные подразделения федаинов. Так же, как Сталин во время Великой отечественной войны обратился к Православной церкви с призывом мобилизовать русских верующих, Саддам призвал мусульман к джихаду с Кораном и калашниковым против неверных.

Саддам выиграл от разногласий в Совете Безопасности ООН, где Соединенные Штаты не получили даже «морального большинства» в поддержку военной акции. Совет Безопасности, утративший авторитет, все же признал незаконной «превентивную войну», что послужило побудительным фактором для выступлений пацифистов почти по всему миру. Эмоциональные телерепортажи о мирных манифестациях способствовали усилению межарабской солидарности, укреплению поддержки позиции Ирака.

Те, кто предвещал торжественный прием англо-американцев на улицах Багдада, не приняли во внимание особенности нынешней ситуации, основываясь, вероятно, на опыте прошедших лет. В Рим, «открытый город», в 1944 году, союзники несли не войну, они были вестниками ее завершения вместе с «четырьмя свободами» Рузвельта. Отсюда и знаменитое приветствие: «Добро пожаловать, освободители!» Вряд ли стоит надеяться на что-то подобное между Тигром и Евфратом.

Те, кто предвидел, что турки дадут согласие на переброску американских войск для осуществления наступательных действий на Севере, полагали, что это, вероятно, связано лишь с «пошлиной» в долларах. Турция, напротив, не хотела оказаться втянутой в войну, не получив взамен надежных гарантий по контролю за враждебно настроенными курдами за пределами национальной границы или территорий в районе нефтяных месторождений в Киркуке. Даже разногласия между Вашингтоном и Анкарой, приводящие к затягиванию конфликта, способствовали укреплению внутреннего фронта Саддама.

В ожидании подкреплений, численностью до 100 тысяч человек, вероятно, следует готовиться к затягиванию сроков конфликта, что явно не предусматривалось незамысловатыми планами Буша и Рамсфельда. В конце концов, супердержава все же одержит верх, но, в любом случае, она не сумела доказать, что может без лишних рисков «навести порядок в мире».

«Corriere della Sera», ИноПресса.ру
www.inopressa.ru


© Kavkazcenter.com 2020