В нынешнем году исполняется 90 лет со дня рождения одного из выдающихся людей нашего времени, французского мыслителя и философа Роже Гароди. Он родился в Марселе в 1913 году. В 1939 году вступил во французскую армию, но очень скоро марионеточный прогитлеровский режим маршала Петэна отправил его в концентрационный лагерь, откуда он вышел только в 1943 году. В 1945 году, он был избран в Национальное собрание Франции, был вице-председателем парламента, сенатором. ПО своим взглядам Гароди был марксистом, и когда Гароди объявил в 1982 году о своем принятии Ислама, это стало полной неожиданностью. С 1962 года Гароди посвятил себя научной и преподавательской деятельности по разработке политической теории и проблем взаимодействия цивилизаций. Мы предлагаем ознакомиться со взглядами этого оригинального мыслителя на основе перевода живого диалога Роже Гароди с посетителями международного исламского интернет-портала "ИсламОнлайн" в 2000 и 2002 году, в переводе “Исламинфо.ру”.
Роже Гароди - человек с марксистским взглядами в 1982 году он удивил многих своим объявлении о принятии Ислама
- Что Вы нашли в Исламе из того, что так и не смогли найти в других религиях?
- Ислам для меня - логическое продолжение духовных исканий молодости. Я родился в семье атеистов и считаю это своим плюсом, так как такое положение вещей обеспечило мне с детства свободу мысли.
Я пришел к пониманию того, что мне предстоит приложить усилия для того, чтобы изменить этот мир и навести в нем порядок. Поэтому поначалу мой выбор пал на марксизм. Но однажды один известный христианский мыслитель, иезуит Карл Раннер, сказал мне, что марксизм способен дать сиюминутное, но отнюдь не глобальное решение существующих проблем. Я обратился к христианству, но при этом в политических взглядах продолжал оставаться марксистом. Но церковь сегодня также не в состоянии преобразовать общество - и тогда я обратился к Исламу.
Это был отнюдь не разрозненный и фрагментарный процесс, но настоящая духовная эволюция. И сейчас (в 2000 году), когда мне 87 лет, я счастлив, что живу и могу посвятить себя тому, о чем мечтал, когда мне было 20, - изменить мир и трудиться для объединения человечества.
- Что изменилось в Вас после того, как Вы стали мусульманином? Верите ли Вы в Ад и Рай? Верите ли в вечную жизнь?
- После принятия Ислама я остался тем же, кем был до этого, - человеческой личностью, ищущей смысл жизни. Я всегда боролся за справедливость и старался следовать заветам всех пророков.
Для меня все просто: Аллах есть любовь и милосердие. Я верю в то, что его милость ("рахма") в конечном итоге спасет всех людей от адского огня.
- Двадцать лет назад Вы опубликовали книгу, в которой называли Ислам религией будущего. Придерживаетесь ли Вы ныне того же мнения?
- Если быть точным, то название той книги "Ислам живет в твоем будущем". Это отнюдь не мне, а Гете принадлежит мысль, что все мы в конце концов придем к принятию разумного Ислама. Если мы обратимся к Священному Корану, то в нем сказано, что Ислам - это отнюдь не последняя религия, она существует со времен сотворения Адама (мир ему). Ислам, по определению означающий поклонение Богу, - это воистину общий знаменатель для всех людей. Вот почему я призывал и призываю людей различных религий учиться друг у друга и поддерживаю идею диалога цивилизаций. Диалог или война. Третьего не дано.
- Как по-Вашему, должны ли мусульмане идти на некое "приспособление" своей религии под веяния 21 столетия?
- Ни в коем случае. При этом следует разграничивать религиозную практику и веру как таковую. Вера - это образ жизни. Я всегда в первую очередь спрашиваю людей, что вера привносит в вашу жизнь.
На мой взгляд, еще одна большая ошибка, распространенная среди мусульман и серьезно мешающая адаптироваться к современной жизни, - это смешение шариата и фикха. Понятие шариата детально объясняется в суре 42, аят 13: "Он учредил для Вас в религии закон... Тот, что внушением тебе Мы ниспослали... В религии блюдите стойкость, и в ней единство сохраняйте". Шариат - явление общее для Ислама и того, что было завещано Мусе и Исе (мир им): Бог - Един, Он - Единственный Владыка всего сущего, и только Он всеведущ. Мы найдем сходные заявления в Торе, Библии и Коране. Шариат - закон, аутентичное слово Аллаха, а фикх - человеческая интерпретация слова Всевышнего.
Шариат, как это явствует из Корана, призван сближать людей. А в 21 веке совершенно невозможно жить так, как, скажем, в 12 или 13 веках. Интересно, что в Коране только 200 аятов повествуют о конкретных юридических установлениях, в то время как 2000 посвящены общим принципам поведения и морали. Разве могут 200 преобладать над двумя тысячами?!
- Организация Объединенных Наций провозгласила 2001 год годом "диалога цивилизаций". Вы один из основателей Центра по диалогу между цивилизациями. Почему решили ограничиться одним годом? Как Вы готовитесь к этому событию?
- Я не знаю, чем ограничивает себя ООН, но могу сказать, что сковывает нас. Сейчас я работаю над книгой по этому вопросу совместно с иудеями, христианами, мусульманами и атеистами. Но диалог не может продолжаться, пока в мире остается так называемая "свободная рыночная экономика", в которой господствуют США. Защита Ислама при этом неотделима от борьбы против американской экономической гегемонии.
Что касается диалога цивилизаций, то мы сейчас представляем собой мир, жестко разделенный на Юг и Север. Реальный противник сегодня - это "свободная рыночная экономика", где все продается, все определяется сбытом... И сейчас идет процесс не диалога, или обмена мнениями, но исключительно процесс поиска практического экономического решения проблемы мирового неравенства.
Я не принадлежу ни к оптимистам, ни к пессимистам. Всевышний Аллах говорит в Коране, что Он все время творит что-то новое, и мы должны уповать на то, что по воле Всевышнего грядут-таки изменения к лучшему.
- Есть ли, по Вашему мнению, решение проблемы глобализации?
- Есть, и оно довольно простое. И в прежние времена были сильные и слабые, но в то же время каждый мог играть по своим правилам. А теперь есть Международный Валютный Фонд, который говорит: я дам тебе кредит, если ты будешь следовать моим рекомендациям и политике. В культурной сфере сильнейшим опять же становится тот, кто имеет возможности навязывать свои ценности, культуру и образ мыслей остальным.
Недавно я вместе с двумя иудеями, мусульманами, индусом и двумя католическими священниками составил сборник под названием "21 век. Глобальное самоубийство или возрождение". Стержневая идея книги: если и в 21 веке все будет продолжаться так, как ныне, человечество не переживет следующие сто лет.
Итак, спасение человечества в том, чтобы сломать мировое господство Америки. Но когда я так говорю, я не имею в виду американский народ, а политику гегемонии по отношению к остальному миру.
- Вы автор ряда работ, посвященных сионизму. Какова Ваша позиция по отношению к этому явлению?
- Cионизм не имеет ничего общего с религией. Это политическое и колониалистское движение. Но иудаизм и сионизм смешивать нельзя. Мы не можем нашу враждебность к Ицхаку Шамиру переносить на еврейского музыканта.
Сионизму необходимо противостоять. Но я всегда разделял антисионизм и антисемитизм, в чем со мной были согласны многие представители иудаизма, в частности, покойный раввин Бергер. Он написал предисловие к моей книге "Мифы израильской политики". Антисемитизм - это ярлык, который Израиль приклеивает своим оппонентам. То, что проповедуем мы, - это антисионизм и антиколониализм.
Что, на мой взгляд, необходимо, - достичь единой позиции арабских и мусульманских стран в том, чтобы вынудить Израиль уважать их границы и уйти с оккупированных территорий, таких как Голанские высоты. Израиль имеет полное право жить в мире и безопасности, но только в границах, определенных соответствующими резолюциями ООН. Эта страна просто не имеет морального права трубить на весь мир о своей безопасности, в то время как она сама незаконно оккупирует чужие территории.
По материалам Ислам Онлайн, перевод - ИсламИнфо.ру
Отдел сотрудничества и СМИ