Г-н Шамба, в апреле 2003 года в политической жизни республики произошли некоторые потрясения. Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию? Насколько удалось преодолеть кризис власти?
Мы никогда не скрывали, что наша ситуация (внешнеполитическая, экономическая, социальная) - достаточно сложная. В таких условиях частая смена правительства становится понятной. За последние 10 лет в республике сменилось 6 правительств, что демонстрирует стремление высшего руководства Республики Абхазия искать пути решения проблем, опираясь на мнение широких слоев общественности. В настоящее время некоторые законные требования различных общественных организаций и движений удовлетворены. Идет нормальный процесс взаимодействия власти и общественности.
Г-н министр, в сентябре исполняется 10 лет со дня окончания грузино-абхазской войны. Как Вы оцениваете произошедшие в республике за этот период изменения? Когда же наконец Абхазия перестанет упоминаться в связке с прилагательным "непризнанная"?
Первоначально мы отстояли свою Родину и право на самоопределение народа Абхазии. Идет переговорный процесс под эгидой ООН, с участием Российской Федерации, как содействующей стороны и стран, входящих в Группу Друзей Генерального Секретаря ООН. Сегодня Республика Абхазия признана как де-факто независимое государство, со всеми атрибутами и институтами, которое доказало свою состоятельность и дееспособность. Мы продолжаем двигаться курсом на построение демократического, правового государства, как это определено нашей Конституцией. Как известно, существование государства не зависит от факта его юридического признания, хотя мы считаем, что у нас есть и весомые правовые аргументы.
Как удается развивать экономику Абхазии и преодолевать экономические трудности, которые создаются вследствие блокады?
Ситуация в экономике Абхазии непростая и вызвана во многом теми разрушениями, которые имели место в ходе грузино-абхазской войны 1992-1993 гг., а также последствиями блокады, объявленной Абхазии сразу после войны. В таких условиях очень сложным оказалось проведение рыночных реформ. Однако можно констатировать определенные успехи в экономической сфере. После освобождения своей страны мы начали с выдачи нашему населению по одной булке хлеба на человека в неделю. В настоящее время мы регулярно увеличиваем свой бюджет, восстановили ряд предприятий. На территории республики функционируют также совместные предприятия. Естественно, приоритетным направлением для республики продолжает оставаться курортная сфера и туризм. Постоянно увеличивается размер заработной платы работникам бюджетной сферы, повышаются пенсии. Возможно, при сравнении с рядом регионов и государств, наши достижения не столь впечатляющие, однако необходимо учитывать, в каких условиях мы начинали работать, а также то, что весь упор в восстановлении экономики нам приходится делать на собственные силы и внутренние ресурсы.
Можно ли считать происходящие в последнее время в Абхазии процессы (принятие населением Абхазии гражданства РФ, установление безвизового режима на границе, открытие железнодорожного сообщения Сочи-Сухум) первыми шагами на пути тесной интеграции республики с Россией на ассоциированных основах, за что неоднократно ратовало руководство Абхазии?
Международное сообщество, к сожалению, продолжает держать население Абхазии в тисках блокады, не признавая паспорта советского образца, выдаваемые в Республике Абхазия. И тем самым нарушая один из основных принципов Всемирной Декларации о правах человека – право свободно покидать свою страну и свободно в нее возвращаться. В данной ситуации мы были вынуждены внести необходимые изменения в наше законодательство и ввести в действие закон о двойном гражданстве. В соответствии с которым, часть населения Абхазии (армянской национальности) имеют армянское гражданство, население южных районов республики – грузинское, но большая часть, в силу престижности и привлекательности, предпочитает гражданство Российской Федерации. Декларируемый Республикой Абхазия курс на стратегическое партнерство с Российской Федерацией имеет давние исторические предпосылки и обусловлен общностью исторических судеб, наличием на территории РФ народов абхазо-адыгской языковой семьи, единым культурным пространством. В вопросе установления ассоциированных отношений с Российской Федерацией мы исходим из того, что подобные отношения должны соответствовать нашей Конституции, конституции независимого государства и исходить из общности интересов двух стран. В ходе сочинских переговоров стороны пришли к договоренности о восстановлении Закавказской железной дороги, связывающей Абхазию с Арменией.
Насколько реальна, на Ваш взгляд, перспектива реализации этого плана и что этому препятствует?
Для нас восстановление Закавказской железной дороги - стратегически важная задача. Этот вопрос мы неоднократно поднимали, однако вследствие политики, направленной на изоляцию Абхазии, он не получил положительного разрешения. После Сочинской встречи появилась реальная возможность решения этой проблемы. Уже сформированы группы. По этому вопросу состоялась первая встреча абхазских и российских представителей в Сухуме. В то же время складывается впечатление, что грузинская сторона уклоняется от решения этого вопроса. Такая позиция Грузии [не позволяет] развивать транспортные коммуникации "Север-Юг", при постоянном декларировании приоритетного для Грузии направления "Восток-Запад". Что преследует цель – отсечь Россию от региональной энерготранспортной инфраструктуры и тем самым исключить ее присутствие в регионе. Два года назад Абхазия, Южная Осетия, Нагорно-Карабахская республика и Приднестровье создали формат четверки на уровне глав МИД.
Как сегодня протекает взаимодействие в рамках этого формата и достигнуты ли какие-то результаты?
События последнего времени, по понятным причинам, отвлекали от активной совместной работы. В то же время для Республики Абхазия развитие и укрепление связей с дипломатическими ведомствами Нагорного Карабаха, Южной Осетии, Приднестровья продолжает оставаться одним из приоритетных направлений внешнеполитической деятельности. Мы не стали бы встречаться просто ради того, чтобы "поставить галочку". Когда назреют вопросы, решение которых потребует нашей встречи мы, несомненно, ее проведем. В то же время, мы поддерживаем постоянные контакты.