Развитие ситуации в Турции привлекает в последние дни все большее внимание международных наблюдателей и прессы.
В пятницу информационные агентства распространили сообщение о том, что два человека погибли и один получил ранение в результате катастрофы, случившейся в пятницу с одним из автомобилей в кортеже премьер-министра Турции Тайипа Эрдогана. Катастрофа произошла на востоке страны. Сам турецкий премьер находился в другой правительственной машине в том же кортеже. Он не пострадал.
Радио Анкары сообщило, что во время поездки премьер-министра в провинции Агры, недалеко от границы с Арменией, потерпевшая аварию автомашина перевернулась на большой скорости на крутом повороте. Один из пассажиров получил сильные ранения и был помещен в одну из ближайших больниц. Авария произошла в ходе поездки Эрдогана на КПП Гюрбулак, расположенный на турецко-иранской границе, который премьер-министр должен был открыть в торжественной обстановке.
В этот же день, в пятницу, два взрыва прогремели около отделений британского банка HSBC в Стамбуле. В результате взрывов два человека получили ранения различной степени тяжести. По данным арабского агентство новостей «ВАМ», одно взрывное устройство сработало около отделения банка в центре Стамбула рано утром в пятницу, ранив двух прохожих. Вторая бомба взорвалась около отделения банка в районе Бешикташ в Стамбуле.
Совпадение? Возможно. Однако возможно и не совпадение, и вот почему. Буквально за пару дней до пятничных событий в турецкой прессе появились сообщения о недовольстве армейских кругов Турции действиями правительства Эрдогана, которое состоит в основном из членов партии Справедливости и Развития, победившей в ходе последних демократических выборов в парламент этой страны.
По данным агентства Рейтер турецкие военные якобы опасаются, что правительство Эрдогана назначает на ключевые должности в аппарате происламски настроенных деятелей. Об этом стало известно в минувший понедельник после брифинга, на котором перед небольшой избранной группой местных журналистов выступил начальник генерального штаба вооруженных сил Турции Хилми Озкок. Как сообщил один из журналистов, присутствовавший на встрече, Озкок заявил об озабоченности на всех уровнях турецкой армии, которая вызвана действиями правящей партии.
По сообщению Би-Би-Си, генерал подчеркнул, что в стране сохраняется возможность вмешательства в ситуацию военных, которые считают себя защитниками светских устоев турецкого государства.
В свою очередь премьер-министр Турции Таип Эрдоган дважды выступал с опровержением утверждений о нарастающей напряженности между его правительством и армией. В последнем своем заявлении, которое он сделал на партийной конференции в понедельник в городе Алапли, Эрдоган обвинил своих противников в преднамеренном провоцировании напряженности и в предательстве интересов страны. По его словам, те «кто пытается помешать гармоничному развитию отношений между правительством и армией, совершают большую ошибку».
По мнению Эрдогана политические оппоненты никак не могут смириться с тем фактом, что в стране не происходит ухудшение экономической ситуации, как это предрекали в канун войны в Ираке многие оппозиционно настроенные группировки.
Однако опровержения Эрдогана и последовавшие за тем разъяснения турецких генералов, которые попытались несколько сгладить создавшееся впечатление о напряженности между армией и правительством, не сняли подозрений в том, что армейские круги недовольны усилением влияния Эрдога.
Масло в огонь подливает оппозиционная пресса, которая периодически сообщает о возможном военном перевороте в стране, как это произошло в 1997 году, когда в отставку был вынужден уйти тогдашний глава правительства Нажметдин Эрбакан.
Однако последующие действия Эрдогана показали, что премьер-министр Турции намерен занимать наступательную позиции по всем внутриполитическим вопросам, и не собирается уступать давлению кого бы то ни было в стране.
Выступая перед журналистами, Тайип Эрдоган сделал ответный ход. Он публично заявил, что вооруженным силам страны необходима модернизация, а также демократизация. По мнению аналитиков такие заявления демонстрирует, что напряженность во взаимоотношениях между армией и правительством все же существуют, что может вылиться в крупный скандал.
По имеющимся сведениям, которые подтвердил и сам Эрдоган, вопросы, связанные с модернизацией и демократизацией в вооруженных силах, будут рассматриваться на очередном заседании Совета национальной безопасности Турции. При этом турецкий премьер четко и однозначно подчеркнул, что Совет безопасности страны является консультативным органом, а окончательное решение по этим вопросам будет принято парламентом Турции. Кроме того, Эрдоган сообщил, что вопрос модернизации и демократизации армии входит в пакет законодательных инициатив, которые полностью адоптированы под критерии Евросоюза и подготовлены правительством к рассмотрению и принятию парламентом страны.
Одновременно Эрдоган дал понять, что выступает за поднятие авторитета армии и улучшение ее экономического благополучия. Он напомнил, что и правительство, и парламент должны выполнять волю народа, который, по его мнению, выбрал дорогу в Европейский Союз.
Все эти события и заявления, а так же упорные слухи о возможной угрозе военного переворота, происходили в течение недели. А в пятницу пришло сообщение об аварии автомобильного картежа премьер-министра Турции, гибели двух человек сопровождения, и о двух взрывах в Стамбуле. Так что еще не известно, что произошло бы в стране, если бы Эрдоган «трагически погиб» на границе с Арменией. Слишком много совпадений за пять дней.
Доган Исмаил,