Он доволен саммитом «Восьмерки», говорит немецкий канцлер, даже очень доволен. В плане международных проблем главы государств и правительств семи крупнейших промышленно развитых государств мира и России продемонстрировали единство. Это, по словам канцлера, касается как мировой экономики, так и иракского вопроса или корейского кризиса. Слушаешь это и поражаешься. Что мог иметь в виду Герхард Шредер (Gerhard Schroeder)?
Незадолго до начала встречи в верхах Кофи Аннан (Kofi Annan) еще раз перечислил самые животрепещущие международные проблемы, чтобы, так сказать, завязать узелок на память для участников встречи в Эвиане. Генеральный секретарь ООН напомнил о поставленных на саммите тысячелетия летом 2000 года целях оказания помощи в развитии, под которыми подписались и страны «Восьмерки», и которые затем были в основе своей проигнорированы. Прежде всего, было решено, по меньшей мере, вдвое уменьшить до 2015 года количество тех людей, которые вынуждены жить на сумму, меньшую, чем один доллар США в день. Но рост нищеты в мире продолжается, а о тех 50 миллиардах долларов США помощи, которые, согласно решению ООН, должны были быть выделены три года назад, ничего не было слышно и в Эвиане. Канцлер Германии имеет в виду именно это единодушное молчание по поводу нищеты, когда он говорит о единстве «Восьмерки», что касается мировых проблем?
Тема мировой экономики в узком смысле слова тоже не может служить примером единодушия, даже если Шредер это выделяет особо. Реальные спорные моменты - разногласия относительно сельскохозяйственных и других субвенций или нынешняя слабость доллара - были в заключительный документ благоразумно не включены. Несколько иная ситуация в вопросе с Ираком: здесь прежние противники войны Ширак (Chirac), Шредер и Путин как раз состязались в забвении свое справедливой критики действий американской стороны. Немецкий канцлер, которого американский президент чуть ли не игнорировал, даже поспешил заявить об окончании иракского кризиса. И это в тот момент, когда даже Сенат США создает комиссию по расследованию, так как все выходит так, что администрация Буша, утверждавшая об опасности режима Саддама (Saddam), обманула весь мир. И это та сплоченность, которую имеет в виду Шредер?
Если кто и может быть доволен саммитом на Женевском озере, так это Джордж Буш. Президент США смог записать на свой счет наряду с подобострастным поведением прежних критиков также решающий успех в содержательном плане. Еще перед встречей в Эвиане Вашингтон дал ясно понять, чего он ждет от очередного саммита «Восьмерки» прежде всего: совместного предупреждения в адрес Северной Кореи и Ирана, а также расширения масштабов так называемой антитеррористической борьбы под руководством США.
И то, и другое Буш получил с обратной почтой, сразу после того, как досрочно покинул Эвиан. Немецкий канцлер, конечно, утверждает, что Иран не станет вторым Ираком, но, собственно, откуда ему это знать. Вполне возможно, что Заявление «Восьмерки» является пунктом в графике военных приготовлений против Тегерана. Принятый в Эвиане «План действий против терроризма» тоже вызывает подозрения. Согласно этому документу, должны создаваться «антитеррористические группы действий», которые обязаны оказывать помощь странам при подготовке полиции и органов юстиции для антитеррористической борьбы. Непроизвольно задаешься вопросом: антитеррористическая борьба, но на основе каких представлений о праве? На базе нынешнего понимания американцами международного права, вопроса уголовного преследования и соблюдения законности? Если так, то встречу в Эвиане все же можно было действительно объявлять саммитом сплоченности.
Berliner Zeitung