В наше время удивить обывателя заморской экзотикой все трудней. Журналисты продолжают колесить по всему миру, стараясь удовлетворить страсть обывателя к экзотике на любой вкус, цвет и запах. В очередной рейд за новыми впечатлениями отправилась в Афганистан группа российских журналистов с Еленой Масюк. Особенность этой командировки в том, что журналисты новой России, теперь, как в старые «добрые» времена, обязаны нюхом чуять генеральную линию и не отклоняться от нее.
Судя по всему, нюх Елену не подвел. С подачи высшего кремлевского руководства сортирный вопрос настолько органично охватил все слои российского общества, что нет ничего удивительного в том, что он стал составной частью зарубежных репортажей журналистов.
Снимать на видео камеру человека, отправляющего естественные надобности, будь то в разрушенном Кабуле, где не хватает туалетов или даже в центральном парке Нью-Йорка – это, конечно, новое направление в российской экстремальной журналистике. Ничего, что в мире отнесутся к этому не так как в новой России, зато должно быть по достоинству оценено основоположником новой идеологии сортирной соборности, Путиным. К тому же сполна отдана дань моде - обвинять во всех смертных грехах мусульман. Конечно, для соблюдения этих условий пришлось все факты поставить с ног на голову, в том числе и в отношении тех пороков, против которых вели войну талибы, стараясь приписать им их. Все с точностью до наоборот.
Показателен комментарий журналистов к мерзости с переодеванием подростка в женское платье. Это всем известный в Афганистане факт, имевший свой адрес и имена участников, получивший свою известность тем, что явился толчком к восстанию талибов и началу их вооруженной борьбы. Даже этот эпизод преподносится журналистами так, чтобы бросить тень на сторонников шариата.
Похоже, Масюк близка к получению еще одной журналистской премии, на этот раз от российского министерства правды. Перепроверять её бред в Афганистан никто не поедет. Да и времена не те, когда российский журналист, пользуясь свободой распространять правдивую информацию, мог взять интервью, например у Басаева, и предоставить зрителю самому решать, что он думает по поводу происходящего. Зато с экзотикой у российского зрителя теперь нет проблем.
Однако, в этой сортирной журналистской находке, мягко говоря, не все безупречно. Ещё в советские времена любили российские обыватели рассказывать друг другу байки об особенностях жизни разных народов севера. Популярны были рассказы от знакомых геологов о специфическом отношении представителей этих народов к вопросам гигиены и семейным отношениям, но русские носители культуры крайне болезненно реагируют, когда сталкиваются с тем, что есть народы воспринимающие их так же как они чукчей.
Многие народы Европы получили представление о личной гигиене, когда впервые столкнулись с мусульманами во время крестовых походов. И европейцы, надо отдать им должное, не скрывают этого факта, а пишут об этом в литературе и учебниках, как о положительной стороне крестовых походов. Даже в советских школьных учебниках, не богатых своим содержанием, упоминалось, откуда получило распространение в Европе купание, мытье рук перед едой и ношение нижнего белья. Не говоря о других элементарных правилах, которыми руководствуются мусульмане уже более 14 веков, когда европейская практика пришла к ним лишь в 20 веке.
У русских опытов крестовых походов не было. В те времена в России шел активный процесс взаимной ассимиляцией с монголами, со всеми вытекающими из этого историческими и культурными последствиями.
Однако оставим все, что из этого следует без комментариев, чтобы не уподобляться Елене Масюк. Хотя некоторым носителям великоросской культуры полезно было бы проконсультироваться у тех же русских мусульман (чтобы избежать подозрений в предвзятости по национальному признаку), и задуматься, когда пытаются высокомерно морщить нос, не выглядят ли они смешными. Как Елена Масюк, например.
Салман Даудов,