«Странная война»
Этим летом почти забытый мировым сообществом конфликт в Нагорном Карабахе вдруг вновь стал время от времени напоминать о себе вооруженными стычками между армянскими и азербайджанскими войсками.
Сообщения о перестрелках и даже боях в районе Нагорного Карабаха и на границе между Арменией и Азербайджаном привлекли внимание и западной прессы, давненько не баловавшей карабахский конфликт своим особым вниманием.
Заметная эскалация напряженности в зоне конфликта началась в конце июня. В районе села Гараханбейли Физулинского района Азербайджана 28 июня произошло вооруженное столкновение между азербайджанскими войсками и армянскими вооруженными формированиями. В Баку всю вину возложили на армянскую сторону, которая первой открыла огонь. По версии же армянской стороны, причиной боя была попытка азербайджанских солдат передвинуть свой пост поближе к армянским позициям. Тогда в бою погибли два азербайджанских солдата.
5 июля в районе того же села Гараханбейли произошло еще более крупное столкновение, которое в сообщении пресс-службы министерства обороны Азербайджана было охарактеризовано как «ожесточенный бой». По версии азербайджанской стороны, армянские подразделения пытались захватить пост азербайджанской армии, расположенный в этом селе. Министерство обороны непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, в свою очередь, заявило, что, «невзирая на предупреждения, ...азербайджанские вооруженные формирования вновь предприняли попытки переместить свои посты к передовым рубежам карабахской армии».
По мнению экспертов, бой 5 июля стал самым крупным вооруженным столкновением на линии армяно-азербайджанского противостояния в Нагорном Карабахе за многие месяцы. В результате полуторачасового боя, по данным оборонного ведомства Азербайджана, погибли двое и были ранены четверо азербайджанских военных, а армянская сторона потеряла пять человек.
В заявлении так называемого карабахского министерства обороны, однако, эта информация опровергалась и заявлялось, что «...в результате ответных мер, предпринятых подразделениями армии обороны Нагорного Карабаха, с карабахской стороны потерь нет». Руководитель пресс-службы министерства обороны Армении Сейран Шахсуварян тогда же заявил в Ереване, что вообще «ни на армянской границе с Азербайджаном, ни на карабахском фронте никаких боевых действий не было». По мнению местных обозревателей, позиция Еревана в этом случае говорила о его желании не обострять ситуацию вокруг Нагорного Карабаха и снять с себя всякую ответственность за приграничные вооруженные стычки.
Несмотря на то, что упомянутые инциденты вызвали серьезную озабоченность представителей ОБСЕ в зоне карабахского конфликта, которые обратились к конфликтующим сторонам с призывом принять меры по недопущению подобных случаев, новые перестрелки на границе были зафиксированы и в августе.
Сначала Азербайджан вновь обвинил армянскую сторону в том, что ее военнослужащие открыли огонь по азербайджанским войскам в Нагорном Карабахе. Представители же армянской стороны опять обвинили азербайджанских военных в том, что они передвинули некоторые посты в сторону демаркационной линии, разделяющей Армению и находящийся юридически под контролем Азербайджана Карабах. Затем официальный Баку уже заявил, что армянские войска в середине августа обстреляли блок-пост азербайджанской армии, расположенный на границе двух стран. Армения заявила, что первыми огонь открыли азербайджанцы. После интенсивных консультаций при посредничестве ОБСЕ министры обороны Азербайджана и Армении отдали приказ своим войскам прекратить огонь.
Как указывают местные и международные наблюдатели, участившиеся случаи нарушения перемирия на линии соприкосновения азербайджанских и армянских войск в последние годы, увы, становятся обычным явлением. Например, военный эксперт азербайджанского Института мира и демократии Ариф Юнусов отмечает, что «...чем ближе к выборам в Азербайджане или Армении, тем больше таких сообщений появляется в прессе».
Действительно, связь между идущей сейчас в Азербайджане президентской избирательной кампанией и последними обострениями обстановки на «карабахском фронте» представляется весьма очевидной. В условиях принимающей все более ожесточенный характер внутриполитической борьбы между сторонниками находящегося ныне у власти в Азербайджане клана Алиевых и силами азербайджанской оппозиции разыгрывание «карабахской карты» может сыграть здесь особую роль.
Определенные круги в руководстве Азербайджана, видимо, рассчитывают, что демонстрация «должной твердости» по весьма чувствительной для азербайджанских избирателей проблеме Нагорного Карабаха может добавить популярности нынешнему режиму и отвлечь внимание от его неудач в социально-экономической сфере. Явная борьба идет и за голоса многочисленных карабахских беженцев. Поэтому с приближением даты президентских выборов в Азербайджане, назначенных на 15 октября с.г., не исключены новые вооруженные инциденты в Нагорном Карабахе и на границах с Арменией.
«Политическая целесообразность» и угар предвыборной борьбы нередко берут верх над здравым смыслом. Однако в условиях крайне хрупкого военного затишья в Нагорном Карабахе «ограниченные» вооруженные столкновения на границе представляют вполне реальную угрозу стабильности и безопасности в регионе.
Тем более что амбиции политиков имеют вполне конкретную цену, измеряемую человеческими жизнями. По оценкам независимых экспертов, несмотря на заключенное еще в 1994 году формальное перемирие, в армяно-азербайджанском конфликте в Нагорном Карабахе и на границе Азербайджана и Армении в результате перестрелок, на минных полях и от пуль снайперов каждый год погибает по 200-250 человек.
Сколько же лет еще будет продолжаться эта «странная война»?!
«Новое Время»
www.novoyevremya.com