Наблюдатели сегодня пишут об Азербайджане, прежде всего, как о стране, где утверждается первая династия на постсоветском пространстве. И эта преемственность обнаруживает не силу, а слабость Гейдара Алиева. Ему так и не удалось найти «своего» Путина, он так и не доверился никому из представителей азербайджанской политической элиты, он так и не смог обеспечить своей семье, своему сыну спокойной жизни – для защиты положения и власти, обеспеченной Алиевым-старшим, руководить страной придется Алиеву-младшему.
И вот тут-то возникает самый главный вопрос: а отнесется ли к нему азербайджанская элита с таким же пиететом, как к Гейдару Алиеву? Последние дни предвыборной кампании продемонстрировали, что оппозиционеры боятся Ильхама Алиева намного меньше, чем отца.
Договоренность о совместных действиях, достигнутая между сторонниками главного оппозиционного кандидата Исы Гамбара и бывшего спикера парламента, опального эмигранта Расула Гулиева, показала, что противостоящие Алиевым политики рассчитывают на значительное ослабление их возможностей если не до, то после выборов.
Но в этом случае можно рассчитывать и на ослабление испуга в партии власти. Причем никто не сказал, что Азербайджан успешно перейдет от семейной управляемой демократии к демократии хотя бы турецкого образца – нет, отсутствие авторитетного лидера вполне может привести к хаосу, к борьбе мелких феодалов.