Махатхир Мохаммад - «Остановим угнетателей»
«Выступавшие высказывали подчас спорные точки зрения по многочисленным проблемам. Думаю, что невредно послушать», — так откликнулся Путин на программную речь премьер-министра Малайзии Махатхира Мохаммада на прошедшем недавно саммите Организации «Исламская Конференция». Послушать ее уже сложно, а вот почитать и впрямь не вредно никому... Ниже мы публикуем перевод выступления нового председателя ОИК с небольшими сокращениями.
«Весь мир взирает на нас. Миллиард триста миллионов мусульман, одна шестая часть населения Земли, возлагает свои надежды на эту встречу. Пусть даже многие из них сомневаются в нашей возможности хотя бы захотеть восстановить честь Ислама и мусульман, не говоря уже об освобождении братьев и сестер от того угнетения и унижения, которые они сегодня претерпевают.
Я не стану расписывать эти унижения и не буду лишний раз проклинать наших угнетателей. Одни наши проклятия не способны изменить их отношения к нам. Если мы желаем восстановить свое достоинство и величие нашей религии, именно мы должны принимать решения и действовать.
Начать с того, что правительства всех мусульманских государства должны сомкнуть ряды и выступать вместе, если не по всем вопросам, то по крайней мере по важнейшим пунктам, например, по Палестине. Мы все — мусульмане. Мы все находимся под гнетом. Нас всех унижают. Но мы с вами, поставленные Аллахом над нашими соплеменниками, никогда по-настоящему и не пытались действовать заодно, чтобы на нашем уровне показать братство и единство, которому учит нас Ислам.
Разделены не только наши правительства, но и вся мусульманская умма — ее бесконечно делят снова и снова. Из единого народа мы превратились в бесконечное число сект, каждая из которых больше озабочена собственной близостью к истине Ислама, нежели нашим единством. Мы не замечаем, что нашим угнетателям и врагам нет дела: истинные мы мусульмане или нет.
Для них мы все — последователи Пророка, которого они считают глашатаем идеалов терроризма; для них мы все — кровные враги. Они будут нападать на нас, убивать нас, покорять наши земли, свергать наши правительства, не разбираясь, сунниты мы или шииты. И мы сами помогаем им, воюя друг с другом, зачастую выступая как их наемники, забывая о призыве Ислама быть друг другу братьями.
Но это не единственная вещь, которую мы забыли из учения Ислама. Нам предписано читать и стремиться к знанию. Ранние мусульмане поняли это правильно и принялись штудировать древних греков, дополняя их учения собственными открытиями. В результате они дали миру великих математиков, физиков и астрономов, превзойдя остальные народы своего времени по знаниям. Поэтому они смогли приумножить свои богатства, построить передовые армии, защитить свой народ и дать ему предписанный Исламом собственный путь жизни. В то время, пока европейцы еще оставались отсталыми, просвещенные мусульмане уже построили свою великую цивилизацию, уважаемую и могущественную, которая была более чем способна соревноваться с остальным миром и защищать мусульманский народ от внешней агрессии.
Но потом пришли новые интерпретаторы Ислама, которые принялись понимать под наукой лишь исламскую теологию. Все остальное отвергалось. И начался регресс. Индустриальная революция была полностью пропущена мусульманами.
Падение продолжалось до тех пор, пока британцы и французы не ввергли Оттоманскую империю в восстания против турков, в результате чего последняя мусульманская мировая держава пала, и ей на смену пришли европейские колонии, которые стали независимыми лишь после Второй мировой войны.
Помимо новых государственных образований мы также приняли от Запада его демократическую систему. Она тоже разделила нас по политическим партиям и группам, некоторые из которых принялись тянуть одеяло Ислама на себя, отвергать его для всех прочих и отказываться принимать результаты демократической практики, если им не удавалось взять власть в свои руки. Они полагаются на насилие, что еще больше дестабилизирует и ослабляет мусульманские страны.
Европейцы по-прежнему могли делать с нами все, что хотели. Не удивительно, что они заполучили мусульманскую землю для того, чтобы создать на ней государство Израиль и решить свою еврейскую проблему. Разделенные, мусульмане не смогли придумать ничего эффективного, чтобы остановить Балфура и сионистское переселение.
Кое-кто будет убеждать нас, что, несмотря ни на что, наша жизнь лучше, чем у наших угнетателей. Многие верят, что бедность — это по-мусульмански, что страдания и угнетения — это исламская доля. Что этот мир — не для нас, что нас ждут райские кущи после жизни. Нужно только отправлять правильные ритуалы и носить правильные одежды. И что наша слабость, отсталость и неспособность, помощь нашим угнетенным братьям — это воля Аллаха, который дарует нам эти страдания, чтобы потом мы могли попасть на небеса.
Но разве такова воля Аллаха, разве мы ничего не в силах поделать? Разве Аллах не сказал нам в Коране, что Он не изменит судьбу народа, пока сам народ не постарается изменить свою судьбу?
Ранние мусульмане были столь же угнетенными, как и мы сегодня. Но после твердого и искреннего желания помочь самим себе в соответствии с учением Ислама Аллах помог им одолеть врагов и создать великую цивилизацию. Какие же усилия приложили мы, особенно учитывая те богатства, которыми Он одарил нас?
Нас сегодня — один миллиард триста миллионов. Мы обладаем величайшими запасами нефти в мире. У нас — огромное богатство. Мы — уже не те, отвергнутые миром изгнанники, что приняли Ислам во времена Пророка. Мы знакомы с трудами по мировой экономике и финансам. Мы контролируем 50 из 180 государств мира. Наши голоса могут повлиять на любой вопрос в международных организациях.
Наша религия учит нас готовности защищать свой народ. К сожалению, мы обладаем лишь оружием времен Пророка. Но мечи и кони не помогут нам больше. Для обороны нам нужны автоматы и ракеты, бомбы и военные самолеты, танки и боевые корабли. Но из-за собственного отвержения науки мы сегодня не имеем возможности производить все это оружие.
Наши преследователи и враги будут и дальше пожинать плоды нашей отсталости и слабости, чтобы доминировать над нами. Но Ислам — это религия, годная не только для VII века н. э. Это религия на все времена. И времена изменились.
Хотим мы того или нет, но мы обязаны измениться — не изменяя нашу веру, но прививая ее учение к новым реалиям, к новому миру, радикально изменившемуся со времен первого века Хиджры. Мы вынуждены взглянуть на фундаментальное учение Ислама, чтобы понять, действительно ли мы верим и делаем то, чему учил нас Пророк. Не может быть, чтобы все мы поступали правильно, в то время как наши верования так сильно разнятся меж собой.
Сегодня ко всем нам, мусульманам, относятся с недоверием и презрением. Нашу религию поносят. Наши святые места обесчещены. Наши страны оккупированы. Наш народ морится голодом и истребляется. Ни одно из наших государств не является истинно независимым. Все мы находимся под гнетом и вынуждены соглашаться с тем, как нам следует поступать, как управлять нашей землей и даже как нам думать.
Но разве мы и вправду ничего не можем поделать? Разве 1300 миллионов человек не имеют силы спасти себя от унижений и угнетения, которые насаждает гораздо меньший противник? Разве нам только и остается, что слепо мочить дубиной в ответ? Разве нет иного пути, кроме как гнать наших молодых людей взрывать себя и убивать людей, в ответ на что следует убийство еще большего количества нашего народа? Не может быть, чтобы не было другого выхода. 1300 миллионов мусульман не могут быть побеждены несколькими миллионами евреев. Должен быть выход. И мы сможем лишь тогда найти его, когда остановимся и начнем думать, когда взвесим наши слабости и силу, когда станем планировать наперед, чтобы в итоге перейти в контратаку. Спокойные размышления — это не трата времени. Мы должны совершить стратегическое отступление и спокойно оценить наше положение.
Мы и в самом деле очень сильны. 1300 миллионов людей не могут быть просто так стерты с лица Земли. Европейцы убили шесть миллионов евреев из двенадцати. Но сегодня евреи чужими руками управляют миром. Они заставляют других воевать и умирать за них.
Возможно, нам это не удастся. Скорее всего, мы не сможем объединить все 1300 миллионов. Наверное, мы не способны добиться от всех исламских правительств, чтобы они действовали сообща. Но если у нас будет хотя бы треть уммы и треть согласно действующих мусульманских стран, мы сможем что-то сделать.
Помимо нашего частичного единства, нам нужно получить дивиденды с наших богатств. Я уже упоминал о нашей численности и нефтяных запасах. В нынешнем мире мы обладаем большим политическим, экономическим и финансовым влиянием, достаточным, чтобы перевесить слабости в военной сфере.
Кроме того, мы знаем, что не все немусульманские государства выступают против нас. Многие хорошо к нам относятся. Многие даже считают наших врагов своими врагами. Даже среди евреев есть множество несогласных с действиями израильтян.
Мы не должны противостоять всему миру. Мы обязаны завоевать их сердца и умы. Мы должны привлечь их на свою сторону не через мольбы о помощи, но через благородный путь борьбы за самих себя. Мы не можем усиливать наших врагов, своими безответственными и неисламскими действиями загоняя в их лагерь другие страны.
Мы должны наращивать свою мощь по всем направлениям, не только в военной сфере. Наши страны должны быть стабильными и хорошо управляемыми, экономически и финансово сильными, технологически продвинутыми. Это потребует времени, но это может быть сделано, и мы не зря потратим на это время. Наша религия учит нас быть терпеливыми.
Коран говорит, что когда враг предлагает перемирие, нужно заключать его. Конечно, тот договор, что предлагается нам подписать, не выгоден нам. Но мы можем вести переговоры, как Пророк в свое время. Я знаю, что такие идеи не популярны. Те люди, что исполнены ненависти, отринут их с порога. Они лучше пошлют молодых мужчин и женщин принести себя в верховную жертву. Но к чему это приведет? Точно не к победе.
Скорее всего, враг примет наши предложения о мире, и все будут думать, что наши миротворцы с врагом заодно. Но подумайте сами: нам противостоят мыслящие люди. Они выжили за 2000 лет погромов не через ответную борьбу, а через размышления. Они придумали и успешно внедрили социализм, коммунизм, права человека и демократию, чтобы избавиться от преследований, чтобы наслаждаться равными правами со всеми. С их помощью они добились контроля над наиболее могущественными странами. Он, этот маленький народец, стал мировой силой. Мы не можем сражаться с ним одними пушками. Нам надо использовать и мозги.
Однако в последнее время из-за собственной силы и очевидного успеха они стали заносчивыми. А заносчивые люди, также как и злые люди, забывают думать. Они уже начали совершать ошибки. И новые ошибки не заставят себя ждать. Это оставляет нам окна возможностей сейчас и в будущем, которые мы обязаны использовать.
Но для этого мы должны действовать правильно. Риторика — вещь хорошая, она помогает разоблачать ложь против нас и, возможно, приносит нам симпатию и поддержку со стороны. Она укрепляет наш дух и волю в противостоянии с врагом. Мы можем и должны возносить молитвы Аллаху, ведь, в конце концов, именно Он определяет, победим мы или проиграем. Нам требуется Его благословение и поддержка. Но поможет Он нам или нет, зависит только от того, как мы сами будем действовать в дальнейшем».
Перевод Дениса ТУКМАКОВА,
Газета «Завтра»
www.zavtra.ru