В Мосгорсуде в пятницу начался судебный процесс по, так называемому, делу Адама Деккушева и Юсуфа Крымшамхалова. Их обвиняют в, якобы, совершенных ими взрывах жилых домов в Москве и Волгодонске в сентябре 1999 года.
Отметим, что на этом «деле» стоит гриф «совершенно секретно», хотя дело такой важности по логике должно было быть обнародовано. Запретительным грифом российская власть дает обществу понять, что процесс не претендует на установление истины в деле о взрывах жилых домов.
Его цель, похоже, другая: обозначить точку в столь затянувшемся деле, обеспечить юридическое прикрытие политике умалчиваний и фальсификаций, коими столь богата эта трагическая история. По данным следствия к терактам в Москве на улице Гурьянова и Каширском шоссе 9 и 13 сентября 1999 года, а также в Волгодонске 16 сентября того же года причастны 7 российских граждан.
Помимо Деккушева и Крымшамхалова это Ачемез Гочияев, Хаким Абаев, Равиль Ахмяров, Денис Сайтаков и Заур Батчаев. Сайтаков, Ахмяров и Батчаев были убиты в Чечне. Крымшамхалов был выдан России грузинскими властями в декабре прошлого года. Летом прошлого года Грузия выдала России и Деккушева. Гочияев и Абаев объявлены в международный розыск.
Собственное расследование терактов 1999 года, послуживших поводом к началу второй чеченской войны, ведет Общественная комиссия во главе с депутатом Госдумы Сергеем Ковалевым. По одной из версий взрывы были организованы спецслужбами. Эту версию подтверждают показания, которые Ачемез Гочияев дал Общественной комиссии летом 2002 года. Т
огда же Юсуф Крымшамхалов и Тимур Батчаев обратились в комиссию с открытым письмом, в котором утверждали, что организаторы терактов использовали их «втемную». Комиссия Ковалева расследует также обстоятельства учений ФСБ в Рязани осенью 1999 года. Тогда в одном из жилых домов было обнаружено вещество, похожее на взрывчатку. Сначала официальные лица сообщили о том, что в Рязани предотвращен теракт, а затем объявили происшедшее учениями ФСБ.