В близком окружении президента Путина существует опасный раскол, считает британское издание «The Guardian»: там есть люди из ельцинской «семьи», поддерживающие тесные отношения с олигархами, и есть «силовики», или «чекисты», как именуют выходцев из вооруженных сил и правоохранительных органов.
Граница этого раскола нечеткая; сам Путин имеет тесные связи как с «семьей», так и с «чекистами», в особенности из Санкт-Петербурга, что порой затрудняет оценку принимаемых им решений. В солидном издании «The Wall Street Journal» даже появилось предостережение, что после чекистской атаки на олигархию под угрозой оказалось экономическое оживление России.
Путин, вероятно, станет снова и снова подчеркивать, что дело Ходорковского - особый случай, и что оно не разрастется в общее наступление на всех олигархов. Другой вопрос, согласятся ли с такой трактовкой в стране и за рубежом.
В конце концов, когда самый могущественный человек страны отдает приказ или, по крайней мере, одобряет арест самого богатого человека страны, трудно выдать результат за обычное судебное дело.
Если Ходорковского оправдают, это станет ударом для авторитета Путина; однако равным образом будет трудно добиться вердикта о виновности Ходорковского, за которым последует длительный срок тюремного заключения.
Быть может, существует какой-то выход из создавшегося положения, но российский президент, возможно, еще пожалеет о дне, когда Михаила Ходорковского лишили свободы.