Вождь не правит никем, им же - все. В этом, как указывали древние, и заключается тайна царствования. Ибо он должен терпеть все и всех, а народ его - пока он справедлив. Если этого нет, то рано или поздно приходит конец, как и всему в этом тленном мире.
Понятное дело, что невозможно, чтобы все граждане, в той же Грузии, к примеру, думали одинаково. Здесь сегодня у каждого своя правда. Сознание народа не стоит на месте, оно меняется и развивается. Грузины 90-х и в 2003 - это разные люди, разные по грузу политического опыта. Разные, хотя бы потому, что выросло целое поколение с другими жизненными ценностями, которому чуждо чувство страха.
Тринадцать лет назад им было по 10, и ничего, кроме кровопролития, коварства, наглых притязаний и постоянных угроз со стороны северного соседа они не слышали. И потому все больше враждебности в языке. Освистывают гимн недружественной страны, забрасывают гостей на футбольном поле тухлыми яйцами и знают только одно слово - Сакартвело (Грузия).
Это не интернациональный гибрид времен коммунистической идеологии. Должны с этим считаться соратники Хрущева и Брежнева, находящиеся до сих у власти в стране, народ которой ушел далеко вперед своих вождей? Кажется, что да.
Ситуация зашла слишком далеко. Уже никто не исключает серьезного раскола, за которым обычно льется кровь. Удастся его избежать, общество выиграет, не удастся, это будет поражением для всех.
Сегодняшние события в Грузии, как и на всем Кавказе – это продолжение прошлого. Кавказские государства всегда были жертвами сговора. История повторяется.
Грузинские политики говорят правильные слова, что кровь даже одного грузина не стоит нынешних политических баталий, но при этом никто не отказывается добровольно от претензий на власть.
Простые люди считают, что победит тот, кто первым откажется от своих амбиций, и проиграет тот, кто начнет кровопролитие первым. Выиграет тот, кто сможет объяснить обнищавшему народу причину его испытаний. Кто даст надежду на завтрашний день таким грузинам, как мои собеседники, которые пришли в эти дни на митинг вместе с детьми, от бесконечной безысходности. Кто им судья? Никто.
Корр.: Кто и откуда вы?
- Гелашвили, супруги. Георгий и Лия. Мы грузины из Авлабари. Мне 39, а мужу 43.
Корр.: Это все ваши дети?
Лия: Да. Мы многодетные: у нас их шестеро. Мы седьмого ждем. А сюда пришли, чтобы поддержать народ. Не хотим Эдуарда Шеварднадзе, не хотим, чтобы он правил Грузией. Желаем только одно, чтобы он ушел и оставил нас в покое, и наши дети жили спокойно, без проблем. Чтобы Грузия стала сильной.
Корр.: Вы думаете без него это возможно?
Георгий: При нем это невозможно. Это мое твердое убеждение. Я внимательно, вот уже двенадцать лет слежу за тем, как он правит нашей страной. Он мою Грузию только рушит.
Корр.: Г-н Георгий, вы где-то работаете?
Георгий: Нет, к сожалению. С тех пор как к власти пришел Шеварднадзе, мы не работаем, это с 1992 года.
Корр.: Вы думаете, при другом руководителе страны найдете работу, станете жить лучше?
Георгий: Пусть будет Саакашвили, пусть будет любой другой, но уже не Шеварднадзе. Мы уже устали. Он уже давно не считается с мнением народа. Голос народа для него, как дробь барабана. Но мы и ему и другим покажем, что мы, грузины, еще живы. Мы будем до конца бороться за свою жизнь.
Корр.: Г-н, как вы думаете, чем это все закончится?
Георгий: Я думаю, что нашей победой закончится. Если бы я в этом не был уверен, не пришел бы сюда. Сегодня я пришел, чтобы в этой победе была и моя доля. Что я еще могу? Я тут со своими детьми, с моей женой. Она вот на девятом месяце, ждет ребенка…
Корр.: Г-н Георгий, вы думаете, что Шеварднадзе пойдет на уступки?
Георгий: Я думаю, что да. Его время прошло. Он должен это понимать. И мне кажется, что он это понимает. Это по его глазам видно. А раз понимает, то должен уйти. У грузин говорят – «Когда люди хотят, Бог слышит их». Это невозможно, чтобы Бог не услышал нас.
Корр.: Вы считаете, что так думают большинство грузин? У Шеварднадзе ведь то же есть поддержка. Он опытен и знает что делает?
Георгий: Его опыт не принес Грузии спокойствия. И те, кто его поддерживают должны посмотреть правде в глаза и сказать – Грузии нужны новые лидеры, которые вдохнут в обнищавший и задавленный народ новую жизнь.
Корр.: Спасибо за беседу. Будем надеяться, что политики сумеют договориться, если того требует народ.
Георгий: Спасибо, дорогой. А вы передайте от нас с женой привет чеченскому народу. Мы их очень любим и уважаем. Очень хотим, чтобы они победили. Чеченцы заслужили Свободу, как никто другой.
Корр.: Спасибо.
Дата Туташхиа, Тбилиси.