Чеченское издание «Джихад сегодня», издающееся в подпольных условиях в Чечне, опубликовало материал «Джихад и его решение на сегодняшний день», подготовленный Шариатским Комитетом ГКО – Маджлисуль Шура ЧРИ. Этот материал был передан в «Кавказ-Центр» по электронной почте. «Кавказ-Центр» публикует его с небольшими сокращениями.
Несмотря на то, что вопрос о хукме (решении) Джихада на сегодняшний день кажется ясным, часто приходится сталкиваться с мусульманами, которые задают вопрос: «Джихад в Чечне фарз айн (обязательный) или фарз кифая (добровольный)?», или даже: «А Джихад ли в Чечне?».
Поэтому, хотя мы и боимся надоесть, повторяя одно и то же, все же напомним некоторые положения, касающиеся Джихада, согласно слову Всевышнего:
«Напоминай, ведь поистине, напоминание приносит пользу верующим»
(«Рассеивающие», 55).
Во-первых, что такое Джихад?
Ханбалиты (одна из четырех Шариатских Научных Школ-«Мазхабов» -ред. «К-Ц») определили его, как расходование сил и энергии в войне на пути Аллаха личным участием, имуществом, словом и т.д.
Маликиты считают, что это война (сражение) мусульманина с кафиром, не имеющим договора, для возвышения слова Аллаха, или из-за того, что он ступил на территорию мусульман.
Ханбалиты говорят, что это война с кафирами, в отличие от вооруженной борьбы с мусульманами, граничащими, например, с повстанцами или грабителями-разбойниками. (Мугни-Мухтадж, т 6 стр. 4)
Цели Джихада – это защита и распространение Ислама и призыва, и защита мусульман и кафиров, которые находятся под покровительством мусульман, от внешней агрессии. Сказал Всевышний:
«И почему вы не воюете на пути Аллаха и за слабых из мужчин, женщин и детей…»
(Женщины, 75).
После этого, мы надеемся, понятно, что военные действия, которые мусульмане ведут против иностранных агрессоров в Чечне, является Джихадом.
Что касается хукмы (решения) Джихада на сегодняшний день, надо напомнить, что большинство ученых считают, что Джихад становится фарз-айном (т.е. личной обязанностью каждого мусульманина) только в трех случаях:
1. Если совершеннолетний мусульманин оказался в ряду войск в соответствии со словами Всевышнего Аллаха:
«О, вы, которые уверовали! Когда встретите отряд (врага), то будьте стойкими…»
(Добыча, 45)
«О, вы, которые уверовали! Когда вы встретите тех, кто не веровал в движении, то не обращайте к ним тыл»
(Добыча, 15)
2. Когда враг вошел на территорию или в населенный пункт, где живут мусульмане, и поистине, на всех жителях лежит обязанность выйти на войну
3. Когда правитель страны мобилизовал кого-либо из совершеннолетних. Ибн Аббас передал, что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Нет хиджры из Мекки в Медину после взятия (Мекки), но джихад и намерение остается, поэтому если вас мобилизуют, то выходите» (Фикх аль-Сунна)
И некоторые ученые добавляют:
4. Если кафиры захватили в плен мусульман, необходимо воевать с ними, пока пленные не будут освобождены. Доказательством являются слова Всевышнего Аллаха:
«И почему вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и женщин и детей, которые говорят: «Господи наш! Выведи нас из этого селения, жители которого тираны, и дай нам от Тебя покровителя и дай нам от Тебя помощника»?
(Женщины, 75).
Разберем случай захвата кафирами мусульманской страны. Шейх Шахид Абдуллах Аззам указывает в этой связи:
«..И праведные предки, и последователи, и факихи четырех мазхабов, и ученые-мухаддисы, и комментаторы Корана едины во мнении, что Джихад в этом случае становится фарз-айн для жителей страны, подвергшейся нападению кафиров и для их ближайших соседей. Так, что должны выходить сын без разрешения отца, жена без разрешения мужа, должник без разрешения кредитора. Если же этих людей, т.е. жителей и соседей, не хватает, или они проявляют нерадивость и небрежность, или вообще не предпринимают действий для отражения врага, то эта обязанность распространяется на всех мусульман».
Шейх-аль-Ислам ибн Таймия сказал:
«А что касается оборонительной войны, то это наиважнейший из видов отпора агрессору и защиты от него людей и религии. Она является обязательной по единогласному мнению ученых, т.к. агрессор разрушает религию, и нет ничего более важного после веры в Аллаха, чем дать отпор врагу, и нет для человека никаких условий” (освобождающих его от участия)».
Мы думаем, что после этих примеров станет ясно, что хукма (решение) Джихада для Чечни и ее соседей на сегодняшний день – Фарз-Айн. И никаких других трактовок здесь не предусмотрено.
Что же касается вопроса о доверии или недоверии амирам Джихада в Чечне, то лучше сослаться на слова имама Абу Джаъфара ат-Тахави:
«Хадж и Джихад за мусульманскими правителями, как за благочестивыми из них, так и грешниками, выполняется до Судного Дня, и ничто не отнимет их и не делает напрасными» (Аль-акида ат-такавийя).
Мы признаем, что многие амиры и командиры не являются идеалами, и, как и рядовые мусульмане, они часто далеки от образов сподвижников посланника Аллаха (с.а.с.). Но шариатские тексты неукоснительно требуют подчиняться правителям мусульман в Джихаде, кроме случая, когда они приказывают совершить грех.
Ибн Аббас сообщает, что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«Если кто-то увидел в своем амире, что-то ненавистное ему, то пусть терпит, потому что, поистине, кто умер, удалившись от джамаата хотя бы на пядь, умер джахилийской смертью» (Хадис согласован)
Что же касается недостатков и ошибок командиров, на нас лежит обязанность разъяснять и исправлять их ошибки в вежливой и приемлемой форме, т.к. посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«Религия – это искренность (искреннее желание добра, добрый совет) в отношении Аллаха, Его книги, Его посланника, предводителей мусульман и всех мусульман».
Мы не можем закрывать глаза на проступки и ошибки командования, тем более поддерживать их в этом, мы должны настойчиво трудиться над улучшением их личных качеств, углублением исламских знаний и распространением Шариата Всевышнего Аллаха во всех сферах нашей жизни.
Шариатский Комитет ГКО – Маджлисуль Шура ЧРИ
«Джихад сегодня», №7
Отдел писем,