"ХРЕНОВИНУ" НЕ ПОДДЕЛЫВАЮТ
По данным Национальной Алкогольной Ассоциации (НАА), Россия делает все, чтобы не потерять репутацию пьющей страны. Если в 1999 году население употребило 112,8 дкл алкоголя, то в прошлом - "продвинулось" уже до 125,1 дкл. Однако нынешняя проблема измеряется не в декалитрах, а в гораздо более серьезных единицах. На языке статистики это звучит так: "Смертность от случайных отравлений алкоголем". Каким именно алкоголем травится народ - фальшивой водкой, "Тройным одеколоном" или самогоном, настоянным на димедроле, - статистика не уточняет. По данным НАА, за январь - август 2003 года в России от отравлений алкоголем погибли 27 тысяч 140 человек. Предыдущий год унес жизни более 40 тысяч.
Вопрос, что пьют россияне, сегодня становится актуальнее вопроса, сколько они пьют. Водка по-прежнему в лидерах, а ее производители соревнуются в оригинальности названий: "Табуретовка", "Хреновина", "Дикий мужик", "Осторожно, ГАИ!", "Холодный рай"... Однако теневые производители спиртного ориентируются на традиционные, любимые народом недорогие марки. Чаще всего фальсифицируются раскрученные "Гжелка", "Кристалл", "Праздничная", "Русская", "Посольская". По мнению экспертов, на нелегальную продукцию в общем обороте алкоголя сегодня приходится около 25 процентов. Конечно, нелегальная водка отнюдь не всегда означает "плохая".
- "Левая" водка, производимая на легальных предприятиях, чаще всего соответствует качеству нормальной водки, - объясняет Игорь Буланов, начальник отдела ГУ МВД РФ по борьбе с экономическими преступлениями. - Отравить население, набить карман и ждать, пока за тобой придут? Нелегальный оборот чаще строится совсем на другом. Его основная цель - выпустить неучтенную продукцию, не заплатив акциз, продать ее, получить наличные деньги и по документам нигде этого не показать.
Основными источниками такой водки, по данным МВД, являются Северная Осетия и Кабардино-Балкария, где сконцентрировано большое число ликеро-водочных и спиртовых заводов. А главной перевалочной базой для неучтенной водки стала Московская область, откуда она расходится по остальным регионам. Именно на такую водку приходится основная доля нелегального оборота алкоголя. Оставшиеся 5 - 10 процентов составляет продукция подпольных цехов, по-прежнему процветающих на просторах нашей родины.
За 9 месяцев этого года МВД "накрыло" 653 таких учреждения по России. В лидерах оказались Южный (205), Центральный (147) и Приволжский (116) федеральные округа. Для изготовления "самопальной" водки нужно немного: несколько бочек украденного или перекупленного спирта (часто непищевого) или спиртосодержащей жидкости, "бэушная" тара и устройство для ее укупорки. В обычных магазинах такую водку не найти. Она продается в определенных, хорошо известных "употребляющему" народу точках: на квартирах или в придорожных кафе, где идет в разлив. Цена литра такой жидкости - около 30 рублей: вдвое меньше самой дешевой легальной водки. Разница для малоимущего населения ощутимая и очевидная.
ЗА ГИГИЕНУ !
Однако основным разрушителем генофонда сегодня является не "паленая" водка. Люди все чаще становятся жертвами бытовой химии и парфюмерии. Проблема серьезно обострилась в этом году, за который отечественные предприятия умудрились произвести в 6 раз больше спиртосодержащей денатурированной продукции, чем в году прошедшем. В ход идут средство для протирки стекол с ласковым названием "Максимка" и тонизирующее средство для ванн "Вдохновение", жидкости для разжигания костров "Веселый огонь" и "Астра", противорвотные средства для собак и свиней, препараты для травли бытовых насекомых и даже жидкость для размягчения копыт...
Звучит дико, но многие из спиртосодержащих жидкостей, по словам экспертов, изготовляются именно для употребления внутрь. Часто они представляют собой практически чистый спирт с незначительными добавками. Павел Шапкин, председатель правления Национальной Алкогольной Ассоциации, недавно в качестве эксперимента приобрел в обычном хозяйственном магазине несколько образцов такого суррогата. При этом сами продавцы проинструктировали его, как нужно грамотно разбавить жидкость, чтобы "хорошо" ее выпить. Выгода получилась налицо: флакончик женьшеневого лосьона (0,25 л) при разбавлении водой дает почти 0,5 литра суррогатной сорокаградусной водки. Цена флакона - 15 рублей. По сравнению с бутылкой самой недорогой легальной водки получается четырехкратная экономия.
Секрет небывалой активности производителей спиртосодержащих жидкостей прост: эта продукция не облагается акцизом, а ее оптово-розничная реализация не лицензируется. Кроме того, из-за изменений в межбюджетном распределении акцизов производителям нелегальной водки стало сложнее ее сбывать. Часть из них быстро переключилась на новый сегмент рынка - парфюмерно-косметический.
- Удивляет, что государство не принимает никаких мер, - говорит Шапкин. - Из-за отсутствия акциза производитель бытовой химии и парфюмерно-косметической продукции имеет фору в 114 рублей с литра чистого спирта. Кроме того, нет никаких ограничений ни по сбыту, ни по рекламе такой продукции. У нас в скором времени могут запросто появиться рекламные ролики, которые будут в определенном ключе рекламировать гигиенические средства. Выйдет какой-нибудь народный артист, возьмет чекушку: "Ну, за гигиену!" - и выпьет. И это будет соответствовать Закону о рекламе.
Настоящим злом употребление "химии" стало в глубинке. В августе этого года администрация Киясовского района Удмуртии выпустила постановление о запрете продажи спиртосодержащей продукции на территории района. В документе перечислены жидкости с бодрящими названиями "Ясон", "Трояр", "Биолим", одеколоны "Тройной" и "Лимонный", которые, судя по тексту, продавались даже в местном почтовом отделении. Увы, срок действия постановления ограничился только периодом уборочной страды.
ПОД ЗАЩИТОЙ СПЕЦМАРКИ
Государство до сих пор не слишком успешно защищало своих граждан от подделок и суррогатов. Введенная с 1996 года федеральная акцизная марка вскоре породила вал подделок. Региональная марка ослабила теневой алкогольный рынок, но лишь на время. В этом году появилась новая федеральная спецмарка. Она имеет большую степень защиты и содержит точное указание объема содержимого. Увы, и эта марка - мера временная: подпольные типографии занимаются профессиональной разведкой и очень быстро адаптируются к новым способам защиты. В НАА считают, что основной причиной нелегального производства является розница. Именно она определяет спрос на "левый" алкоголь, однако практически не контролируется. По словам Павла Шапкина, только взяв розничную торговлю под жесткий контроль, можно рассчитывать на серьезное улучшение ситуации.
Кое-что в этом направлении уже делается. Сегодня по инициативе Министерства по налогам и сборам РФ в регионах активно внедряется программно-информационный комплекс "Госмонополия". Он будет установлен на каждом предприятии - производителе алкоголя и на акцизных складах - для сбора точной информации об объемах производства. Параллельно с помощью специальных кассовых аппаратов будет взята на учет каждая единица продаваемой в розницу алкогольной продукции. Эта система учета производства и продаж алкоголя, по расчетам специалистов, позволит сделать рынок более прозрачным. Однако в стране, где пьют лосьоны, любой механизм учета и контроля вторичен - пока не произойдет революции в умах.
И это должно учитывать государство, подымая водочные акцизы. Может быть, тем самым и увеличатся поступления в казну, но и отрицательный социальный эффект в виде роста смертности от отравлений спиртным легко предвидеть. По крайней мере, часть собранных финансовых средств стоило бы потратить на мощную пропагандистскую государственную антиалкогольную кампанию. Возможно, она сможет сыграть роль той самой тормозной жидкости, к которой так часто тянется рука нашего человека.
29 ноября в 18:10
28 ноября в 23:44
28 ноября в 05:11
27 ноября в 20:28
27 ноября в 02:05
26 ноября в 12:20
25 ноября в 19:54