Митинг перед зданием парламента в среду проходил под знаком Аджарии. Выступающие деятели культуры, политические лидеры, вооруженные спецподразделения в автобусах, развернутые телекоммуникационные средства, развевающиеся на ветру государственные стяги – все это прибыло из Аджарии по приказу Аслана Абашидзе, ставшего союзником грузинского президента в противостоянии с оппозицией. Внушительный аджарский десант в Тбилиси всю среду делал в Грузии политическую погоду.
Корреспондент «Кавказ-Центра» побеседовал с одним из представителей этой делегации - министром культуры Аджарии господином Теймуразом Комахидзе.
Корр: Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию вокруг приезда делегации автономной республики в Тбилиси?
Комахидзе: Вы сами видите, какая напряженная ситуация складывается в Грузии. Оппозиционеры хотят разделить страну и господствовать над Грузией.
А приехали сюда те, кто представляют аджарскую власть, интеллигенцию и те общественные организации, которые поддерживают политику грузинского руководства. В основном это делегация Аджарии, но есть и из Имерети, Гори. Поддерживаем Шеварднадзе, потому что он законно избранный президент. Если он будет отстранен физически, это ничего хорошего не принесет. Приведет всех к гражданской войне. Мы это уже проходили, почувствовали на себе все тягости такого шага. Правда, лично аджарцев это обошло. Абашидзе тогда не дал вооруженным формированиям войти в Аджарию, потому что нам некуда было и деваться. С одной стороны - Турция, с другой – Черное море…
Корр: А сегодня как живете? Без проблем?
Комахидзе: Все нормально. Работают предприятия, люди получают зарплату. Самая большая задержка, если и случается, всего два-три дня. Поэтому Абашидзе очень уважают в народе и абсолютное большинство избирателей проголосовало за его партию.
Корр: У вас есть представление, что делать, что бы выйти из создавшейся ситуации?
Комахидзе: Наше спасение в единстве. Поэтому мы здесь. Мы не дадим оппозиции провести свою грязную политику.
Корр: Вы исключаете угрозу вооруженного противостояния?
Комахидзе: С нашей стороны – да. Думаю, и они на это не пойдут. Тогда бы это стало непоправимой трагедией.
Корр: Как долго аджарская делегация будет находиться в Тбилиси?
Комахидзе: Три, четыре, пять дней, и даже больше. Ровно столько, сколько это потребуется для урегулирования ситуации.
Корр: А насколько соответствует действительности слух о том, что аджарская делегация на две тысячи человек состоит из полиции?
Комахидзе: Это неправда. Здесь рабочие батумских предприятий, деятели искусства и культуры. Одним словом, интеллигенция.
Корр: Как по вашему, может Аслан Абашидзе пойти на то, чтобы возглавить грузинский парламент?
Комахидзе: Я этого не могу сказать.
Корр: Положение, как всем очевидно, сложное. У вас свой прогноз развития ситуации?
Комахидзе. Я думаю, что грузинское руководство не пойдет навстречу требованиям оппозции. Оно не должно этого делать. Саакашвили обязан остановиться. Если он этого не сделает, то вся грузинская нация пойдет против них, и это будет гражданская война.
22 ноября соберется новый парламент и все закончится, я думаю, хорошо. А сегодня мы ждем окончательных результатов выборов.
Корр: Спасибо..
Таким был наш разговор с аджарским министром господином Комахидзе. Между тем ситуация в Грузии усугубляется еще и ухудшающимися отношениями с США. Вашингтон не скрывает свою нервозность действиями грузинского президента. Симптоматично в этой связи выглядит заявление, позвучавшее из-за океана в среду о том, что Грузия в обозримом будущем вряд ли станет членом НАТО.
Шеварднадзе как бы предупреждают о том, что он должен соизмерять свои действия с реальностью, в которой присутствуют интересы США.
Противники Шеварднадзе говорят, что грузинский президент своими предвыборными заявлениями о скором вступлении Грузии в НАТО усыпил бдительность американцев, пошел на обман, чтобы получить голоса сторонников прозападной ориентации. И теперь вот, на все сто восемьдесят градусов повернулся к России.
Подобные обвинения подпитываются заявлениями и действиями самого грузинского президента, который не торопиться выровнять ситуацию, явно дрейфуя в сторону Москвы. Однако вряд ли Шеварднадзе позволят развернуться в противоположном направлении и поставить под сомнение стабильность западного контроля над нефтяным транспортным коридором, который вот-вот должен вступить в действие.
Положение Шеварднадзе осложняется и тем, что он практически раскрыл все свои карты. В его действиях не осталось непредсказуемых моментов. Хотя злые языки и поговаривают, что «серебряный лис» умело стравливает в жесткой схватке оппозицию и Абашидзе, а сам намерен остаться на плаву.
В среду появилась интересная информация и о контактах американского представителя, находящегося в настоящее время в Грузии, с лидером лейбористов Шалвой Нателашвили. Лидер лейбористов сообщил после встречи, что США якобы хотят смены власти в Грузии мирным путем. Но суть не в этом.
Многих ошарашило утверждение Нателашвили о том, что и Саакашвили, и Шеварднадзе до сих пор одна команда. И вроде бы в то самое время, когда люди митинговали, состоялась встреча Саакашвили с Джорбенадзе, где шел разговор о создании Кабинета министров, и что, мол, лидеру оппозиции уже обещана высокая должность.
Проверить эту информацию не представляется возможным. Сейчас в Грузии такое количество слухов и дезинформации, что трудно определить, где правда, а где элемент информационной войны. Однако, если заявление Нателашвили подтвердится, то это может круто изменить расстановку сил, как в стране, так и в стане оппозиции. Такие маневры обычно оборачиваются потерей поддержки в народе и поражением одной из сторон. В данном случае, в роле проигравших может оказаться оппозиция.
Дата Туташхиа, Тбилиси.