Время Седого Лиса ушло. А ведь опытный был политик. И милицейскую школу прошел, и чекистскую. Умело заигрывал то с Москвой, то с Америкой. Лавировал, лавировал и вылавировал. Парламент взят оппозицией, народ празднует победу и распевает песни на проспекте Руставели, полиция прячется, верными Шеварднадзе остались лишь личные охранники. Даже если он теперь и решится на силовые методы, это ничего не изменит. Изоляция в мировой сообществе и все равно неминуемый крах.
Пора уходить. Он сам это понимает, но уходить очень не хочется. А что делать?
Шеварднадзе тоже пришел на волне ностальгии по советскому прошлому. Когда народу надоело мятежное время Гамсахурдиа и захотелось обратно в советское теплое стойло. А кто лучше Шеварднадзе мог обеспечить это полудремотное полусуществование? Никто. Вот и пришел старый седой лис, который знал “как надо”, умел организовывать любые голосования и необходимые результаты.
Седой Лис был искушен в политике как никто другой. Когда надо – был демократом и даже предрекал приближающуюся диктатуру. Правда, почему-то спешно уходил в отставку, хотя по логике надо было бы рваться в бой с этой самой диктатурой. А он – в отставку, хотя знал, что Горбачеву, тогдашнему его патрону уже мылят петлю ближайшие партайгеноссе.
Когда надо Лис дружил с американцами. Заселил ими Тбилисские гостиницы, любил поговорить о вступлении в НАТО. Теоретически, разумеется, чтобы попугать Москву. Только вот Москва все никак не хотела пугаться и время от времени насылала на вотчину своего бывшего министра иностранных дел бомбардировщики и обещала послать в Панкисси спецназ ГРУ. Хотя наверняка не только обещала. А Лис все терпел, даже когда Грузию всяческие рогозины обзывали последними словами и требовали отправить туда карательную экспедицию.
Многим президентам постсоветского пространства надо бы сегодня очень внимательно следить за событиями в Грузии. И понимать, что это – их будущее. В особенности Путину. ВВП сегодня конечно на гребне своего рейтинга, учит клятву для будущей инаугурации и составляет постскрипционные списочки, однако memento more, герр Путин, memento more. Можно долго морочить людям голову стабильностью и патриотизмом на чеченской крови, но надо всегда помнить, что царствие, начавшееся с крови, кровью и заканчивается. Почитайте русскую историю.
Помнится, был такой анекдот. Президентишка одной великой державы, вылупившейся из бывшей советской республики, стоит в задумчивости перед собственным портретом накануне выборов. Долго стоит, тяжко вздыхает. И вот портрет его и спрашивает:
-Ну что ты так волнуешься-то?
-Да вот, - отвечает президентишка, завтра выборы. Боюсь, что снимут меня…
-Не бойся, - отвечает ему его собственный портрет. – Снимут меня, а тебя повесят!
Интересно, о ком это?
Павел Люзаков
ИА DAYMOHK