"Наконец-то один из нас снова оказался у власти". Много водки лилось под длинные, длинные речи. Когда около трех лет тому назад Владимир Путин был назначен президентом России, Лубянка, штаб-квартира российской контрразведки ФСБ, расположенная неподалеку от Кремля, ликовала. Ведь Путин - это воспитанник ФСБ, выходец из широко, но печально известной организации, суть которой осталось неизменной и после утраты ею своего прежнего названия - КГБ.
С тех пор глава государства постоянно благодарит бывших коллег за свое возвышение, отдавая им все новые и новые посты. И вот теперь приверженцы Путина в Кремле, судя по всему, вступили в борьбу за власть. И сразу же сделали из нефтяного концерна ЮКОС символ - ведь это самое крупное предприятие, к тому же управляемое известным олигархом. Следственные действия Генеральной прокуратуры должны ослабить главу ЮКОСа Михаила Ходорковского. "Войной против ЮКОСа" назвал эти следственные действия московский "Журнал".
Война против ЮКОСа - это нечто большее, чем попытка Кремля приобрести дополнительное влияние на энергетическую отрасль. Речь идет о символе, о власти в стране и в Кремле. Потому как спецслужбы концентрируют в своих руках все больше задач. Таким образом глава ФСБ Николай Патрушев хочет нивелировать последствия "приватизационного обмана".
В этом заинтересована и общественность, однако москвичи видят задачу ФСБ не в этом. По их представлению, ФСБ вообще не справляется со своей основной задачей. Так, спецслужбы не смогли предотвратить недавний теракт в отношении госпиталя в осетинском Моздоке, в результате которого погибло 44 человека. В прошлом году при захвате заложников в Московском музыкальном центре спецслужбы тоже расписались в своей несостоятельности.
До недавнего времени игроки из фракции ФСБ в Кремле противостояли главе президентской администрации Александру Волошину - серому кардиналу администрации. Он сильно помог Путину, когда тому потребовалось лишить власти тогда еще очень влиятельного олигарха Бориса Березовского. Ближний круг Волошина составляли в основном люди с либеральными взглядами на экономику.
За следствием против ЮКОСа, по мнению кремлевских знатоков, напротив, стоят самые близкие соратники Путина, два заместителя главы президентской администрации Игорь Сечин и Виктор Иванов. Оба они познакомились с сегодняшним президентом во время совместной службы в КГБ. "Война против ЮКОСа - это жестокая борьба за доминирующее положение в Кремле", - рассказывает Андрей Исаев, влиятельный депутат Госдумы из прокремлевской партии "Единая Россия".
Меж тем Волошину в войне за господство в Кремле приходится прибегать к достаточно курьезным средствам. Так, некоторое время тому назад Волошин, имеющий прозвище Распутин (по аналогии с кукловодом при царском дворе), рассказал иностранной прессе о подноготной конфликта. Путин, говорил он, заранее не был проинформирован о действиях прокуратуры в отношении ЮКОСа, он-де против. Но он не может просто так надавить на Генеральную прокуратуру и остановить процесс.
Тем самым Волошин косвенно признал, что глава Кремля, как и в других случаях, снова оказался не в курсе дел. Однако большинство ему не поверило - такое важное дело, как расследование против ЮКОСа, не могло быть начато без одобрения Путина, утверждают в Москве.
Уже давно речь идет не о деталях в деле ЮКОСа, которое началось с того, что 2 июля Платон Лебедев, персона номер 2 в империи под названием ЮКОС, был с больничной койки отправлен в следственный изолятор по обвинению в хищениях в процессе проходившей в 1994 году приватизации завода по производству минеральных удобрений. Вскоре после этого сотрудники прокуратуры и ФСБ выдвинули новые обвинения в неуплате налогов и заказных убийствах, уже в адрес Михаила Ходорковского. Последствия этих обвинений были предсказуемы - падение акций ЮКОСа на бирже и снижение капитализации предприятия.
В войне против ЮКОСа речь идет о будущем "семейного" клана бывшего президента Бориса Ельцина. Это не только Волошин, но и Ходорковский. Во время дикой приватизации 90-х годов он сумел составить себе восьмимиллиардное состояние.
Деньги, конечно, тоже играют немаловажную роль. "Ходорковский был единственным, кто не хотел платить новым силам в Кремле", - говорит председатель наблюдательного совета и мажоритарный акционер одного российского концерна. Сам он платит, как практически все, поэтому проблем у него нет, рассказывает он. Ходорковский же финансировал оппозиционные партии. Кроме того, он хотел создать в Думе парламентское большинство. К тому же в 2008 году он намеревался сменить пост главы концерна на пост главы государства.
Самый богатый человек в России попытался встать на пути у Путина. Не исключено, что и по этой причине силовики, голодные представители госбезопасности, вновь дорвавшиеся до власти при Путине, пошли в атаку на Ходорковского. Силовики занимают государственные посты на всех уровнях, установила Ольга Крыштановская из Института социологии Академии Наук. В каждом министерстве как минимум один заместитель министра является выходцем из спецслужб.
Самые преданные из них находятся в Кремле. 31 декабря 1999 года новый хозяин Кремля, не успев еще въехать в положенные апартаменты, назначил своего прежнего товарища по Петербургу Сечина заместителем главы администрации. Всего несколькими днями позже ему последовал прежний коллега Путина Иванов. Как управляющий кадрами он отвечает за все главные посты в гигантском государстве. Насколько успешны его действия, покажет развитие событий вокруг ЮКОСа.
Инопресса
Handelsblatt