Чечня и российская интеллигенция

9 декабря 2003 в 15:14
Чечня и российская интеллигенция

В начале 19 века формирующаяся русская культурная элита стала называть себя интеллигенцией. Вскоре это слово стало международным. Интеллигентами, в отличие от просто хорошо образованных людей, являлись люди, которым были присущи, прежде всего, высокие этические качества: жалость, сострадание, поддержка прав и свобод вообще, но особенно угнетенных народов, желание помочь слабым и униженным.

 

В течение 19 века русская интеллигенция поддерживала вольнолюбивые устремления поляков, венгров и буров, выступала против унижения и оскорбления уроженцев Закавказья и горских народов Кавказа, угнетаемых турками сербов и болгар. На стыке веков интеллигенты резко выступали против антисемитских проявлений, включая введение черты оседлости и других дискриминационных мер в отношении евреев. Интеллигенция, которая родила либеральные и социалистические движения и партии, выдвинула энергичное заявление: «Россия - тюрьма народов». Большинство деятелей этих партий выступали за самоопределение наций, входивших в царскую Россию.

 

Это почти и произошло в короткий период 1917- 1921 годов. Однако брутальная, неошовинистическая политика тоталитарного режима ленинско-сталинской клики большевиков с помощью Красной Армии, огнем и мечем подавила все без исключения стремления народов России установить свободу и независимость. Национальные центры были залиты кровью, лидеры казнены. Тюрьма народов была восстановлена, но в еще гораздо худшем варианте.

 

Чечня оказалась едва ли не единственной нацией, которая еще в начале 18 века прямо заявила русским, что не хочет жить под их контролем.

 

В 1816 году Александр I послал генерала Алексея Ермолова на окончательное подавление Чечни. Он проявил крайнюю жестокость и бесчеловечность, в результате Николай I отозвал его и повел войну на Северном Кавказе более медленным и методичным образом. Несмотря на огромное физическое преимущество России, война продолжалась 43 года. В 1859 году глава чеченско-дагестанских бойцов Шамиль сдался русским. Интересно, что если бы не дагестанское желание закончить войну, чеченцы сами по себе продолжали бы сражаться бесконечно долго.

 

Большевизация Кавказа сказалась на Чечне крайне негативно. Безумная коллективизация сельского хозяйства совершенно не соответствовала менталитету чеченцев. Мечети были разрушены и религиозная жизнь по существу парализована. Неоднократно имели место беспорядки, и даже восстания против советской власти, которые подавлялись с садистской жестокостью. А. Авторханов описывает в своей книге «Автобиография» инцидент, произошедший в конце 1930-х годов: «Войска НКВД загнали в большой амбар всех жителей деревни, всего 200 человек, и сожгли его. Во время акции чекисты обстреливали амбар пулеметами». Авторханов лично наблюдал это с горы, где он сам прятался, спасаясь от ежовщины.

 

В разгар войны, в начале 1944 года, Сталин и его приспешники сослали весь чеченский народ в Казахстан и Киргизию. Предлог был тот, что во время немецкой оккупации (ничтожно кратковременной, кстати) какие-то чеченцы жаловались на советскую власть. Между тем известно, что миллионы украинцев и прибалтов жаловались немцам на советскую власть, но их было слишком много, чтобы их всех выслать в Киргизию. По существу, обвинение Чечни в коллаборационизме было совершенно абсурдно, потому что все чеченцы призывного возраста (то есть та часть нации, которая определяет ее сущность) были в 1942-1943 годах на фронте, где они сражались отважно и умело.

 

В 1957 году исторические обстоятельства в пост-сталинском СССР заставили Хрущева вернуть чеченский народ на Родину.

 

В 1991 году Советский Союз развалился. При этом возникла псевдоюридическая дилемма. По сталинско-брежневской конституции, которая была, конечно, «для мебели», так как никто не принимал советские законы всерьез, в стране были т.н. союзные и автономные республики. Союзные имели право отделяться от СССР, а автономные нет. Почему, скажем, Киргизия и Молдавия были союзными республиками, а Чечня и Дагестан нет, понять трудно. Одна из версий объяснения – злобность Сталина в отношении Кавказа, потому что, в отличие от русских, кавказцы с самого начала видели его насквозь.

 

Легитимный президент Чечни Джохар Дудаев практически провозгласил независимость Чечни. Российский истеблишмент, озлобленный потерей Украины, Прибалтики и Закавказья, под фальшивым и лицемерным предлогом «защиты конституционного порядка», то есть сталинско-брежневского «юридического» беспредела, в 1994 году начал вооруженную агрессию против Чечни. В ходе этой первой войны казалось, что российская интеллигенция еще существует. Многие журналисты и либерального толка политики выступали против преступных действий правительства в отношении чеченской нации.

 

В ходе второй войны, с 1999 года, чувства гуманности, справедливости и сострадания на российской стороне позорно и презренно улетучились. Остались трусость перед новым, КГБистким режимом, бытовой эгоизм и цинизм. Похоже, что вообще российская интеллигенция просто скончалась. Даже в самые суровые советские времена были Шостакович, Зощенко, Ахматова, Пастернак, Твардовский и даже в конце жизни Валентин Катаев, которые являлись, несмотря на все слабости, интеллигентами. Затем, с конца 1960-х годов, были даже настоящие герои – политические диссиденты. Однако как класс (По-марксистки – «прослойка») интеллигенция умерла. Вторая чеченская война это явно продемонстрировала.

 

Те, кто считают себя интеллигентами, на самом деле лишь «образованцы», и они с разной степенью энтузиазма участвуют в создании нео-брежневского или (нео-андроповского) общества. Лишь отдельные личности: Андрей Бабицкий, Анна Политковская, Владимир Буковский, Александр Литвиненко, а также редкие издания вроде «Новой газеты», «Нового времени», выступают за чеченскую свободу и против чудовищных зверств российских военных в Чечне. Россия не осознала своей глубочайшей вины перед чеченским народом, не покаялась и не попросила прощения. Вместо этого она продолжила свою политику геноцида, который продолжается 187 горьких лет.

 

Один вопрос беспокоит всех, кто изучает ситуацию в Чечне. Почему российские военные (все без исключения – ФСБ, МВД, МО) проявляют такую скотскую жестокость и садизм в отношении чеченцев? Я думаю, ответ нам дал Владимир Буковский. В России не было Нюрнбергского процесса – общественного публичного суда над КПСС и всем советским режимом. В результате все ведомства России (в действительности – СССР) остались такими же, как были. А дикий капитализм, который в союзе с КГБ пришел к власти в последние 10 лет, фактически продолжил брутализацию и дегуманизацию общества (особенно армии и КГБ), которые зародились в СССР. Вспомните преступления СМЕРШа, «ленинградское дело», «дело врачей», расстрел в Новочеркасске, Будапешт, Чехословакию и особенно Афганистан.

 

Преступления российской военщины в Чечне хуже, чем зверства нацистов, включая СС и Гестапо. Можно ли представить себе Бундесвер ФРГ, совершающий зверства, пытки и расстрелы (например, в Афганистане, где сейчас немцы ведут себя наиболее дисциплинированно), подобные тем, которые совершают «федералы» в Чечне? Разумеется, нет. Почему? Потому что в Германии после войны был проведен, как я упомянул, Нюрнбергский процесс, а затем глубочайшая денацификация. В России же интеллигенция была слаба, почти что исчезла, добитая коммунизмом. Поэтому никакого процесса не было, и не было декоммунизациии и десоветизации. Постепенно Россия превратилась в нео-СССР, только у власти стоит не КПСС, а КГБ, что еще хуже.

 

Вывод из всего этого вроде бы не утешительный. Интеллигенции и совести в России нет. Ждать существенной помощи от российской «общественности» бессмысленно. Но, по крайней мере, чеченцы теперь знают это, и они также знают, что 9 лет борьбы против ядерной сверхдержавы не сломили их. Новые и новые молодые бойцы встают под знамена свободы и независимости. Российские шовинисты и империалисты не смогли покорить Чечню за 200 лет, теперь ясно, что они не покорят ее никогда.

 

Британия десятилетиями боролась за удержание Индии, Кении, Суэцкого канала и других многочисленных колоний. В результате она была вынуждена вернуть все без исключения, даже самую богатую развитую территорию в мире – Гонконг. США вернули независимость Филиппинам и Кубе. Франция годами боролась за удержание Индокитая и Экваториальной Африки. Все впустую. Жесточайшая борьба развернулась за Алжир. Французский истеблишмент ногтями и когтями боролся за эту колонию, она была объявлена частью территории Франции. Ни к чему хорошему это не привело. Франция отдала Алжир, а отношения между двумя странами, спустя 40 лет, все еще нелегкие. Урок из этого тот, что России, как всем остальным колониальным и империалистическим державам, придется скоро неизбежно предоставить независимость своей колонии – Чечне.

 

Логично, что Чечня может рассчитывать только на международную поддержку. Во всех политических партиях Запада, то есть Европы и Северной Америки, левых, правых и центристских, имеются сильные настроения в пользу поддержки гуманных и либеральных аспектов ситуации в Чечне. Однако в межправительственном плане пока доминируют неблагоприятные тенденции. Руководители США и ряда Западных стран заинтересованы в голосе России в Совете Безопасности ООН, чтобы разрешить кризисные ситуации вокруг Палестины, Ирака и Северной Кореи. Поэтому Запад воздерживается от официальной критики России за ее поведение в Чечне. Однако сейчас уже ясно, что эти кризисные ситуации будут разрешены в ближайшие 2-3 года. После этого ничто не удержит западные страны от акций в поддержку чеченского самоопределения. В одной из своих недавних речей Джордж Буш признался, что до настоящего времени США терпели диктаторские замашки ряда стран, политика которых не была прямо враждебна в отношении США. Он сказал, что теперь это время прошло. Это значит, что очень скоро США начнут заниматься проблемами Саудовской Аравии, Китая и Российско-Чеченских отношений.

 

Чеченское Сопротивление должно быть подготовлено к этому новому этапу. Хорошо подготовленные, грамотные и красноречивые эмиссары, такие, как, например, Ахмед Закаев, должны быть направлены в основные западные страны: США, Британию, ФРГ, Францию, Италию и Польшу. Необходимо сделать все возможное, чтобы интернационализировать чеченскую проблему. Главная задача на ближайший период должна быть следующая: добиться того, чтобы Комиссия ООН по Деколонизации объявила Чечню колонией России. А колония (а в том, что Чечня является колонией России, сомнений нет) должна быть деколонизирована. Свобода Чечни будет обеспечена, и все честные люди России и Запада будут торжествовать крушение последней колониальной империи.

 

Олег Гордиевский, Лондон,

специально для Чеченпресс

© Kavkazcenter.com 2020