В международный день прав человека, отмечаемый под эгидой ООН, в центральном Доме журналистов в Тбилиси состоялась пресс-конференция для грузинских и аккредитованных в этом государстве иностранных журналистов Организатором встречи выступила Всегрузинская Ассоциация правозащитников под руководством Георгия Кервалишвили.
В этом году день прав человека отмечался в Тбилиси на фоне все еще тлеющего политического кризиса. Первым слово взял Георгий Кервалишвили.
Георгий Кервалишвили: 55 лет прошло с тех пор, как ООН приняла Декларацию прав человека, этот исторический документ и я хочу поздравить с этим днем всех здесь присутствующих. Естественно, что говоря о правах человека, мы, прежде всего, имеем ввиду нашу Грузию и весь Кавказ.
Несмотря на то, что Шеварднадзе уже не президент, его режим, к сожалению, еще существует. До сих пор в Грузии игнорировали наши требования по восстановлению свергнутого империалистическими силами Верховного Совета Грузии. И до сих пор в Грузии царит беззаконие. Прекратиться все это, если очередной президент Грузии будет назначен не на митинге? Нет. А для этого, а также и для того, чтобы не повторялись перевороты, я призываю к политическому диалогу все политические силы страны. Никакого переворота больше в Грузии не должно быть
Нельзя забывать, что мы, по-прежнему, перед угрозой агрессии российской империи. С другой стороны Запад. Я не хочу опеки ни того, ни другого.
В течение двухсот лет российская империя несла очень много бед нашей родине. Именно поэтому мы все время стараемся, чтобы российские войска покинули Грузию. В этой связи мы приветствуем заявление Коллина Пауэла, который объявил, что Россия должна выполнить Стамбульский договор и вывести свои войска из Абхазии, Батуми и Самачабло. Это значит, что для меня, мирного человека, вероятен шанс, чтобы моя родина стала независимой. Только не тот шанс, который нам дает Россия.
То, что сегодня происходит в Ичкерии, доказывает, что Россия не меняется. И мы категорически требуем, чтобы российская армия покинула и Ичкерию. Эта республика никогда не была частью Россию, так как русские – это пришельцы на Кавказе.
Для нас есть и будет главным - путь освобождения от российского колониализма. И мы должны выбрать Запад. Демократический Запад. Гарантом сегодня является Запад, который должен стать гарантом стабильности единой Грузии, нашей родины.
Кто у нас отнял Абхазию, Самачабло? Россия, а не американцы. Я за то, чтобы судьбу Грузии решали грузины. Сами назначали свое правительство. А то сейчас на Кавказе много стало назначаемых со стороны. Например, в той же Чечне Кадыров, несмотря на то, что у Ичкерии есть свой законно избранный президент Масхадов. У Грузии тоже был такой же законный президент - Звиад Гамсахурдиа. Другие президенты на Кавказе реально не существовали и не существуют вообще. Шеварднадзе никогда не был настоящим президентом. Он сам себя назначал. Нино Бурджанадзе назначили на митинге. Но да ладно, раз это произошло мирным путем и это временное явление. Но Шеварднадзе назначал себя президентом кровью.
Вакуум в Грузии нужно заполнить правовыми процессами, иначе не может идти речь о правовом государстве. Вот когда свергнутый законный Верховный Совет назначит выборы, тогда они и будут легитимными. До этого не может быть и речи о правой стороне грузинского госстроительства.
Мы, правозащитные организации, обсуждали вопрос создания группы мониторинга, которая в ближайшие дни должны предъявить иск Шеварднадзе за то, что он отдал территории, убил законно избранного президента Гамсахурдиа. Разве после этого он должен быть свободным, не осужденным? Он лично начал войну в Абхазии, и там погибли тысячи людей, состоялся геноцид.
Мы за то, чтобы в Грузии были законные органы управления и чтобы Грузию оставили российские войска.
Мамука Нишниадзе, правозащитник, руководитель группы мониторинга по подаче иска на Шеварднадзе: После второй мировой войны ООН принял декларацию по правам человека.
На Кавказе права человека все еще попираются. Я видел Ичкерию, где российский империализм создал концентрационные лагеря. Тысячи людей пытали, убивали. Есть факты, когда русские каратели хоронили заживо чеченских женщин, детей. Есть фотографии, неопровержимые доказательства, когда забрасывали гранатами дома, где находились и маленькие дети.
Российская империя распространяет на Кавказе беззаконие и насилие. Если в Грузии хотят создать гражданское общество, и если одновременно пытаются под различным предлогом отказаться от поддержки братского чеченского народа, Грузия может оказаться в очень плохой ситуации. Поддерживая российские империалистические силы своим молчанием, не выступая официально против геноцида чеченского народа, мы готовим почву для той же России уже похоронить нас.
Что касается группы мониторинга, я руковожу этой группой, и я поддерживаю мысль, что Шеварднадзе - жандарм Кавказа, и чтоб он был осужден. Он автор очень многих преступлений против кавказских народов. Он должен быть осужден и как враг единства Кавказа. Если органы, к которым мы обратимся в ближайшее время, не исследуют деятельность так называемого президента Шеварднадзе, то мы, в том числе и наша организация, в дальнейшем не будем так мирно разговаривать, как на этом форуме. И очень важно, чтобы вместе с Шеварднадзе были осуждены и члены всего антидемократического режима.
В Аджарию поехала госпожа Нино Бурджанадзе…Я призываю и ее быть жесткой и решительной.
Гурам Акацария. Правозащитник, член группы «Хельсинки», бывший депутат: В Грузии до сих пор царит беззакония. Это результат насильственного свержения первого президента страны Звиада Гамсахурдиа. Я считаю, что пока не восстановится законная власть, в Грузии будет властвовать беззаконие. Свергнув с помощью насилия и русских штыков своего президента, мы создали опасный прецедент. Я опасаюсь того, что время смуты для Грузии еще не закончено.
Хизри Алдамов, Генеральный представитель президента Ичкерии в Грузии: Мы говорим о правах человека, о мире, законе. Но для чеченцев эти понятия закрыты. Где защищены права человека для чеченцев? Вот вчера стояли чеченские ребята перед судом, растеряны были сами судьи, потому что прокуратура откровенно оказывала давление на суд, защищая права России на произвол в отношении чеченцев. Прокуратура и против меня настроена. Несмотря на то, что я гражданин Грузии, я то же под угрозой ареста. Где и как я должен защитить свои права, защищать интересы свих соотечественников?
Я поднимаю свой голос в защиту соотечественников и подвергаю себя опасности. Уже сейчас шесть граждан Чечни сидят в тюрьме и я не могу им ничем помочь. А грузинская прокуратура, несмотря на то что Москва откровенно плюет в лицо нашей страны, старается передать чеченцев России. И этот беспредел происходит даже после того, как Страсбургский суд уже принял по ним иск?! Кто должен ответить за это? Я говорю это с позиции чеченской стороны. Как представитель президента Масхадова.
Вот здесь сидят двое моих сыновей. Я уже не смотрю в зеркало, когда еду в машине. Не смотрю за тем, кто за мной гонится, кто следит. Потому что это бессмысленно установить и призвать их к ответу.
Вы видите, как истребляют чеченцев. В свое время, когда бомбили Панкиси, беженцы все были готовы уходить из Грузии. Думали, что русские войдут в Грузию. Если бы это случилось, и мне здесь невозможно было бы остаться.
До сих пор права человека для нас, как для чеченцев, так и для граждан Грузии были лишь словом, но никак не законом.
На пресс-конференции так же выступили также президент Союза свободных журналистов Тамаз Бибилури, поэт Гиви Тушишвили, член Совета Ассоциации грузинских правозащитников Георгий Джолохава, священнослужитель Мераб (Мириан) Сулаквелидзе.
Записал Дата Туташхиа, Тбилиси.