В последние дни внимание западных и российских СМИ привлекло сообщение о том, что на Северном Кавказе Россия сконцентрировала самую мощную войсковую группировку в Европе. По некоторым данным численность войск СКВО, различных формирований и целые армий внутренних войск МВД составляет в этом регионе Европы до 400 тысяч солдат и офицеров.
По сути, Москва сконцентрировала в предгорьях Кавказа и на Каспийском направлении до полумиллиона живой силы и десятки тысяч единиц различной военной техники, которые могут быть в любой момент задействованы для решения любых военно-политических задач.
Несмотря на периодические заверения о неких защитных функция США по отношению к странам Южного Кавказа, а так же постоянных заявлений Кремля о союзнических намерениях по отношению к Вашингтону, очевидно, что Россия похожа сейчас на змею, изготовившуюся для броска.
Нельзя сбрасывать со счетов и предстоящие в марте 2004 года выборы президента РФ. Непокоренная и все еще сражающаяся Чечня, медленное но верное распространение военных действий по всему Северному Кавказу, плохая реклама для Путина. Слишком большим, в этой ситуации, может стать соблазн поиграть мускулами, с целью поставить на место «зарвавшихся» грузин или стукнуть пальцем по носу Ильхама Алиева зазывающего США в свою страну.
Направление этого броска можно вычислить абсолютно достоверно. Наращивание российской военной мощи в каспийско-кавказском регионе, направление и характер боевых операций, проводимых российской армией в Чечне, резко возросшая активность и агрессивность российской дипломатии на кавказском направлении – всё это абсолютно чётко показывает, что Россия проводит интенсивную подготовку к масштабным боевым операциям на каспийско-кавказском направлении.
Кроме усиления дипломатического давления на партнёров по СНГ, в первую очередь страны Закавказья, Россия в последние годы резко усилила свой военный потенциал на Каспии.
По сообщению независимых средств массовой информации на Каспийской отдельной военной флотилии ВМФ РФ еще в 2001 году создана бригада морской пехоты.
Особый интерес вызывает то обстоятельство, что морская пехота (также как и десант) – стопроцентно наступательный род войск, предназначен в первую очередь для высадки на побережье, захвате и удержании плацдарма в процессе проведения наступательной операции.
Бригада – крупное войсковое подразделение, до недавнего времени только флоты имели такого рода части. В составе Каспийской флотилии был только один батальон морской пехоты, и вдруг – резкий скачок до уровня бригады.
Кроме того, в составе Каспийской флотилии сформирована инженерно-десантная рота (что также свидетельствует о резком наращивании наступательной компоненты в составе КФ), в состав которой поступила техника с Тихоокеанского и Северного флотов, а также из резерва инженерной службы ВМФ РФ.
Также (и это беспрецедентный случай) в составе Каспийской флотилии появилось ракетное оружие, значительно усиливается ракетно-артиллерийское вооружение кораблей, расширяется поисково-аварийная и спасательная служба.
Всё это сильно напоминает действия Сталина весной 1941 года, когда дивизии, корпуса и целые армии, не меняя нумерации и названий, постепенно и весьма значительно наращивали свой военный потенциал, фактически превращаясь в сверхмощные ударные подразделения, формально же сохраняя свой прежний статус (что дезориентировало противника и не позволяло ему определить истинный масштаб мобилизации и конфигурацию противостоящих ему войск; весь этот процесс великолепно и детально описан в книге В. Суворова «Ледокол»). Каспийское море – замкнутый водоём, выходов в Мировой океан не имеет, географически это озеро (самое крупное в мире, но всё-таки озеро).
Для чего же России столь значительно наращивать свой наступательный потенциал в этом замкнутом пространстве? Какие такие плацдармы и на чьих побережьях будет захватывать каспийская морская пехота? Не поддерживать же, в самом деле, российских карателей в Чечне? (Для сухопутных операций морская пехота по большому счету не пригодна и только горькая нужда заставляет иногда путинских горе-генералов использовать морпехов в боях с чеченскими моджахедами, с расчетом на психологический эффект, который в отношении чеченских бойцов так и не сработал)
Ответ на эти и многие другие подобные вопросы прост и состоит всего из одного слова – «нефть».
Нефтяные запасы Каспия – вот подлинная, глобальная цель России на Кавказе. Всё остальное – лишь пропагандистская мишура, пропагандистское прикрытие (в том числе и разглагольствования путинских геббельсов о «борьбе с террористами»), либо подготовительные шаги к большой наступательной операции на Кавказе (в том числе и нынешняя агрессия России против Чеченской республики Ичкерия, ведь именно через территорию Чечни рвутся к Каспию наёмники российских нефтяных корпораций).
И чем хуже будет финансовое положение России, чем больше экономике России потребуется нефтедолларов, чтобы удержаться на плаву – тем лихорадочнее Россия будет готовиться к глобальному захвату побережья Каспия и его шельфа, тем ближе будут сроки начала броска России на Каспий.
И если дипломатическое давление России на страны Закавказья (в первую очередь, на Азербайджан и Грузию) не увенчается успехом – улыбки российских дипломатов в любой момент могут смениться оскалом российских генералов. Баку уже два года может наблюдать очертания этого оскала.
Так называемые «силы быстрого реагирования ДКБ», о создании которых было объявлено в 2001 году в Ереване, а в реальности совместная российско-армянская войсковая группировка, демонстрируют Азербайджану, что даже откровенное предательство против раненых чеченцев и беженцев не спасет Баку от войны. Что касается США, намекающих на возможность размещения баз в Азербайджане, то в условиях Ирака Вашингтон вряд ли решится на военное противостояние с Россией, если Москва вдруг решит начать военную авантюру. Во всяком случает, пока.
Единственный серьёзный сдерживающий фактор для России на Кавказе – это продолжающаяся война в Чечне. Просто невозможно вести наступательные операции, имея у себя в тылу сражающийся народ. И до тех пор, пока Чечня сражается – всё Закавказье защищено от российской агрессии.
Так пожелайте же победы чеченскому народу, господа президенты республик Закавказья.
Его победа – ваше спасение.
У.Александров,