Грузия – важный геополитический фактор на Кавказе. Именно присоединение Грузии к России в 1801 послужило главным поводом для Кавказской войны против горских народов, так как те автоматически становились независимым анклавом в теле Российской империи. Независимость Грузии в 1991 создавала благоприятную почву для национально-освободительного движения горских народов Кавказа.
После «бархатной революции» в Тбилиси (2003) Грузия оказалась перед выбором: вести самостоятельную внешнюю политику или вновь оказаться в сфере влияния России. От этого выбора во многом зависят дальнейшие процессы на Кавказе.
Понятно, что любое государство желает вести самостоятельную внешнюю политику, а в сфере влияния оказывается по необходимости. Режим Шеварднадзе установился после январского путча 1992, когда Национальная Гвардия Тенгиза Китовани при поддержке криминальных групп «Мхедриони» Джабы Иоселиани свергли президента Звиада Гамсахурдиа.
В тот момент Эдуард Шеварднадзе – бывший министр иностранных дел бывшего СССР – жил в Москве. Он то и оказался той фигурой, которой «предложили» возглавить Грузию.
Однако ему было весьма неуютно в окружении друзей-путчистов. От них поднаторевший в кремлевских интригах Шеварднадзе избавился к 1995. Однако любую силу может одолеет только другая сила. На кого мог опереться Шеварднадзе? Для оппозиции («звиадистов») он был диктатором, против которого они попытались поднять восстание в Мегрелии (1993). Шеварднадзе в тот же год сделал ставку на Москву, вступил в СНГ и разместил российские базы на своей территории.
Труба
Но безоговорочная ставка на Москву была хороша лишь для Шеварднадзе, а не для Грузии. Российское руководство откровенно поддержало абхазов во время войны 1992-1993 и сейчас оно является «гарантом» разделения Грузии.
Кроме того, в середине 1990-х появилась идея «трубы» для перекачки каспийской нефти для продажи на Запад. Каспийские месторождения являются одними из крупнейших в мире. Главным спонсором проекта, естественно, являлся Запад. Его логика вполне объяснима – необходимо найти альтернативные источники сырья, чтобы не зависеть от нестабильного Ближнего Востока.
Как транспортировать нефть? Путь через исламский Иран был для Запада неприемлем. Была частная попытка договориться с афганским движением Талибан и провести «трубу» через Туркменистан и Пакистан, но госдепартамент США сам же и пресек эту попытку по идеологическим соображениям в 1998.
Путь Азербайджан-Армения-Турция был невозможен из-за взаимной напряженности между азербайджанцами и турками с одной стороны и армянами с другой.
Оставалась только Россия и Грузия. Баку-Новороссийск или Баку-Тбилиси-Джейхан? Криминализация России, недальновидная политика на Кавказе и географические причины (танкеры из Новороссийска все равно будут создавать пробки в Босфоре) сделали наиболее привлекательным именно грузинский вариант.
18 сентября 2002 в Баку состоялась торжественная закладка нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, на которой присутствовал Шеварднадзе. С тех то времен друг России превратился в её врага. Шеварднадзе припомнили все его грехи, а в российских СМИ серьезно обсуждался вопрос авиаударов по территории Грузии якобы для уничтожения баз моджахедов.
Это не удивительно, ведь по подсчетам экономистов Россия экспортирует 5 миллионов баррелей нефти в день, а через новый нефтепровод в обход России пойдет 1 миллион баррелей в день. Пятая часть. А если к Баку подтянуть нефтепровод со стороны Туркмении (этнически родственной Азербайджану), то российские олигархи понесут еще более существенные убытки.
«Бархатная революция»
Но этот поворот стал для Шеварднадзе политическим смертным приговором. Он признал, что его промосковская политика обанкротилась. Он стал символом переходного периода. Период закончился, и символ должен был смениться. В Грузии в ноябре 2003 произошла «бархатная революция», активно приветствуемая на Западе, но весьма противоречиво принятая в Москве.
С одной стороны, лидеров «бархатной революции» называли «популистами» и «националистами». Все помнили, как Нино Бурджанадзе жестко заявила, что Грузия будет сбивать российские военные самолеты, если те нарушат её воздушное пространство, Михаила Саакашвили называли грузинским Жириновским. В «бархатной революции» видели «руку Запада» и «сербский сценарий свержения Милошевича».
Лидеров неподконтрольных Тбилиси автономий (Абхазии, Южной Осетии и Аджарии) спешно собрали в Москве для консультаций. С другой стороны, Кремль был заинтересован в дестабилизации ситуации в Грузии.
Перспективы
Для Грузии «бархатная революция» полезна, главным образом потому, что удалось объединить западную (где сильны «звиадисты») и восточную часть грузинской нации. Напомню, что марш на Тбилиси начался 20 ноября 2003 именно в Зугдиди – традиционном оплоте «звиадистов». Грузия получила возможность укрепить свою государственность, балансируя между Россией и Западом.
Объективно новое руководство Грузии будет проводить курс позднего Шеварднадзе, но уже без груза ответственности перед Москвой. Для диалога с Россией на равных Грузии придется не только не пренебрегать национально-освободительной войной на Северном Кавказе, а наоброт, использовать этот фактор, чтобы сохранить в своих руках рычаги давления на Москву.
Для кавказского Джихада победа демократических сил в Грузии полезна, так Москва будет стеснена в использовании недозволенных средств, также появиться возможность балансировать между Грузией и Россией.
Война в приграничной территории более успешна, чем война в анклаве зоны Кремлевского влияния. В долгосрочной перспективе развитие ситуации будет зависеть не столько от Грузии, сколько от самих сил Кавказского Сопротивления, от возможностей Запада, России, а также исламской оппозиции в «кемалистских» Азербайджане и Турции.
Алексей Иваненко,