Войны, как всем известно, бывают справедливые и несправедливые. Данная классификация точна, но, к сожалению, не полна. Она учитывает моральные аспекты ведения войн, но не учитывает политической практики их ведения. С учётом данного фактора войны можно разделить на «умные» и «глупые» (термины достаточно условные, ибо войны вообще самый безумный способ решения международных проблем и терминология эта характеризует лишь степень интеллектуальной проработки вооружённого конфликта, а отнюдь не общую степень разумности данного явления). «Умные» войны ведутся на чужой территории (на максимальном удалении от своей собственной), чужими руками и с одновременным уничтожением населения и ресурсов противоборствующих сторон, с максимальным сохранением своих собственных ресурсов, дабы в решающий момент иметь возможность оказать определяющее воздействие на исход конфликта.
В критической фазе взаимного истощения появляется некая третья сторона, предлагающая свои услуги в качестве арбитра и миротворца и эта сторона – единственная, которая на данной фазе обладает достаточными силами и ресурсами, для того, чтобы навязать свою волю всем иным участникам конфликта. С практически стопроцентной вероятностью можно сказать, что именно эта сторона и есть подлинный инициатор и заказчик «умной войны», либо, по крайней мере, её подлинный менеджер. «Глупые» же войны, в противоположность «умным», ведутся на своей либо прилегающей территории, с максимально возможными затратами собственных ресурсов, с максимальными потерями среди солдат и мирного населения, т.е фактически в режиме самоуничтожения.
Опыт истории показывает, что максимальную склонность к «умным» войнам проявляет Запад, в особенности Соединённые Штаты Америки, а к «глупым» - Россия. Типичным примером в данном случае является Вторая мировая война. Россия, даже по самым скромным и неполным подсчётам, потеряла в этой войне не менее 27 миллионов человек, три четверти своих промышленных ресурсов, три года вела войну на своей территории и после этого ещё почти год теряла массы солдат в кровавых и подчас безумных по жестокости операциях на территории Европы (типичной такой операцией является штурм Зееловских высот в апреле 1945 года, когда сотни тысяч советских солдат погибли при лобовом штурме берлинских укреплений, поскольку «вождю и учителю» Сталину померещилось, что англо-американские войска, якобы, уже входят в Берлин, и сталинский мясник Жуков, получив руководящие указания, расстарался и перевыполнил убойные планы руководства).
Америка же в этой войне вела боевые действия на территории Европы, в Северной Атлантике и в тихоокеанской регионе, т.е. вдали от своих берегов, людские потери были значительно, несравнимо меньше (около 450 тыс.человек. и были бы ещё меньше, если бы не затянувшийся конфликт с Японией), при этом совмещая боевые действия с удачными политическими и финансовыми операциями, ослаблявшими как её противников, так и партнёров (чего стоят только планомерное разрушение экономического потенциала Германии ковровыми бомбардировками, «ленд-лиз», проценты по которому СССР выплачивал до начала 70-х годов и так называемая «экономическая помощь» Англии, в результате которой Англия едва не оказалась на грани банкротства и в качестве покрытия долгов была вынуждена делиться с Америкой стратегической информацией, в т.ч. и по национальной ядерной программе, а также отдавать американцам за бесценок свои военные базы).
В результате же Советский Союз получил самую бедную и разорённую войной часть Европы (большинство населения которой тут же стало рваться всеми силами из советского «рая») и оказался в конечном счёте загнан за «железный занавес», где благополучно и скончался. Америка же с минимальными затратами получила прямой контроль над индустриально развитой Западной Европой, военные базы в Европе, Атлантике, Арктике, Средиземноморье, Индийском и Тихом океанах, и в Юго-Восточной Азии, колоссальные прибыли от репараций, прорыв в промышленных технологиях (который был вызван как гонкой вооружений, так и выкачиванием необходимой информации и специалистов из побеждённой Германии), и в конечном счёте – глобальное политическое и промышленное доминирование, продолжающееся до сих пор. Главным призом «умной» войны для Америки стало получение статуса сверхдержавы.
Если мы посмотрим на ситуацию, складывающуюся в настоящий момент на Кавказе, то аналогии со Второй мировой войной будут очевидны. Россия ведёт войну против независимого государства Ичкерия на сопредельной территории и война эта практически перекинулась уже на территорию самой России. Самые лучшие и элитные части российской армии сосредоточены на узком плацдарме на территории Ичкерии и безнадёжно увязли в бесконечной партизанской войне, выиграть которую Россия не сможет никогда. Российская армия постепенно и методично перемалывается в кавказской мясорубке, превращаясь на выходе в горы трупов, в бесконечные вереницы раненных и искалеченных бессмысленной войной. Российская армия, погрязнув в мародёрстве и репрессиях против мирного населения, стремительно разлагается, превращаясь в орду убийц, грабителей и психопатов.
Россия восстановила против себя государства Закавказья и фактически резко ослабила свои позиции в данном регионе. В глазах международных правозащитных организаций Россия давно уже превратилась в настоящего монстра, государство бандитского типа, проводящего репрессии против мирного населения в зоне военного конфликта. Нетрудно заметить, что конфликт проводится по принципу взаимной аннигиляции. Русские и чеченцы истребляют и взаимно ослабляют друг-друга, готовя почву для того самого, третьего, который, дождавшись подходящего момента, и придёт делить куш.
Когда Россия окончательно будет измотана в этой войне, когда она окончательно дискредитирует себя грабежом и казнями мирного населения, когда влияние России на Кавказе будет ослаблено до предела и все государства этого региона будут видеть в России опасного и агрессивного соседа – именно тогда Запад в качестве желанного и всеми ожидаемого миротворца и спасителя придёт на искалеченную Россией землю Кавказа. Уже сейчас стало совершенно очевидно, что Россия не в состоянии решить ни одной из проблем в данном регионе. Российский генералитет и коррумпированные чиновники давно уже превратили войну против чеченского народа в собственную кормушку и любое перемирие означает для них ликвидацию их преступного, кровавого бизнеса. Так называемое «восстановление Чечни» привело лишь к тотальному разворовыванию денежных средств, перекачку их в оффшоры и вакханалию взяток среди чиновников оккупационной администрации. Россия окончательно запуталась в очередной своей «глупой» войне, в очередном геополитическом идиотизме.
Но «глупая» война России – это «умная» война Запада. Скоро Запад потребует от России возвращения долгов и поставит зарвавшегося холопа на место. И головорезы из российского спецназа, вымостившие трупами чеченцев дорогу западным нефтяным корпорациям к нефтяным полям Каспия, уберутся обратно в казармы, быстро и покорно, как и подобает вышколенным рабам. Это уже было в истории России. Россия в очередной раз останется с очередным разбитым корытом, потратив последние средства на реализацию безумных химер. В 1941 году, сразу после нападения Германии на СССР, вице-президент США Гарри Трумэн сказал : «Если мы увидим, что побеждает Германия – мы будем помогать России. Если мы увидим, что побеждает Россия – мы будем помогать Германии. И, таким образом, пусть они убивают друг-друга как можно дольше».
Формула Трумэна была блестяще применена для организации кавказской мясорубки. Война на Кавказе сковала все силы российской армии и одновременное возникновение второго конфликта такой же интенсивности окончательно надломит Россию. Но что останется после этого надлома? Боль и ненависть чеченского народа. Убитые, которых не удастся воскресить. Искалеченные, которых уже не удастся вылечить. Выжженная земля и разрушенные города. И позднее, слишком позднее прозрение. В этой войне Россия в любом случае обречена на проигрыш. Не лучше ли будет для русских проиграть эту войну чеченцам, а не своим западным «партнёрам»? По крайней мере, условия мира для русских будут более почётны.
Александр Уваров,