На встрече с 300-ми своими доверенными лицами, которую освещали 600 журналистов, кандидат в президенты Владимир Путин заявил, что ему не нравится идея увеличения президентского срока до 7 лет, так как, «если все это время с полной отдачей работать, можно и с ума сойти». При этом кандидат заявил о готовности работать президентом в сумме 8 лет, если победит 14 марта.
По числу журналистов встреча кандидата в президенты Владимира Путина со своими доверенными лицами походила скорее на ежегодную пресс-конференцию в Кремле или на оглашение послания Федеральному собранию. Свои съемочные группы по разнарядке из ВГТРК прислали все местные телерадиокомпании. От всех российских информационных агентств, как, впрочем, и от некоторых федеральных изданий, работали по несколько человек. В результате организаторами была обеспечена не только массовость мероприятия, но и гарантированное его освещение всеми без исключения федеральными, региональными, областными и даже городскими СМИ.
Всех аккредитованных корреспондентов собрали у пресс-центра МИДа за четыре часа до начала встречи. Внутрь, на проверку, пускали небольшими порциями, в лучших традициях службы безопасности оставив для прохода одну-единственную дверь. В результате давка была такая, что людей, расплющивая, вносило внутрь, как в вагон метро в самый час пик. «Уважаемые коллеги, приносим свои извинения, но Владимир Путин не только кандидат в президенты, но и действующий президент, охраняемое лицо», – оправдывалась президентская пресс-служба. Еще час журналистов сажали в автобусы, попутно разъясняя, куда их везут и чего делать нельзя.
«Так как вы будете участвовать в мероприятии с участием кандидата в президенты, вопросы задавать не нужно», – сообщила одна из сотрудниц пресс-службы в микрофон. Ее логику журналисты так и не поняли, но для убедительности она сочла нужным добавить, что «вы имеете право делать информацию – без оценок и комментариев».
Актовый зал МГУ, несмотря на огромное количество журналистов и 300 доверенных лиц, был полупустым. Вполне можно было усадить еще столько же активных сторонников кандидата. Среди присутствовавших корреспондент «Газеты.Ru» заметил гимнастку Светлану Хоркину, артиста Михаила Боярского, академика Евгения Велихова и главу «Северстали» Алексея Мордашова. Правда, все они, за исключением Хоркиной, спросившей у Путина, что делать олимпийской сборной на Олимпиаде, сидели молча и вопросов не задавали.
Путина сопровождал глава его предвыборного штаба Дмитрий Козак. Рядом не было заметно ни шефа его протокола Игоря Щеголева, ни пресс-секретаря Алексея Громова, которые, как уже не раз объясняли в Кремле, работают не с кандидатом в президенты, а с действующим главой государства.
Свое выступление Путин назвал отчетом перед избирателями. «Главе государства не нужно заниматься саморекламой. Это нужно было делать в течение четырех лет – митинговать, сочинять красивые сказки», – объяснил он. Дальнейшие полчаса он рассказывал, сколько всего изменилось в России в лучшую сторону с конца 90-х годов, так что стало очевидно, что свой первый срок Путин занимался конкретными делами. В отличие от своего предшественника Бориса Ельцина, в президентство которого «треть населения оказалась за чертой бедности», «Россия впала в унизительную зависимость от международных финансовых организаций», а «бандиты обнаглели настолько, что совершили открытое нападение на Дагестан».
«Прошло четыре года», – эпически заметил Путин. И тезисно изложил свои достижения: «в России восстановлен конституционный порядок, укреплена вертикаль власти», «рост ВВП с 1999 года составил 30%, в три раза сократилась инфляция», прекратились задержки по зарплате, а «забастовки исчезли». Причем, по словам Путина, «мы создали только плацдарм для решительного поворота в экономике». В политике Путин и его команда успели начать федеративную и судебную реформу и создать «политическую конкуренцию».
«Вам за четыре года не успеть сделать всего. Выход один – увеличить президентский срок до семи лет», – высказалось одно из доверенных лиц. Путин протестовать не стал и сказал, что такое пожелание объясняется стремлением к стабильности. «Но мы хотим достичь стабильности путем подрыва принципов Конституции. Стоит только начать, потом не остановиться. Поэтому лучше Основной закон не трогать», – заявил он. Но в принципе идея Путину нравится.
«Конечно, может быть, и пять лет было бы ничего. Но семь – это совсем многовато. Если все это время с полной отдачей работать, то можно и с ума сойти», – пошутил кандидат, рассмешив своих доверенных лиц.
С особым удовольствием Путин отвечал на вопросы о внешней политике. «Как вы считаете, США, Англия, Франция нам помогают?» – спросили у него. «А почему они должны нам помогать? Мы чё, инвалиды, что ли?!» – нашелся он. «Достаточно ли внимания вы уделяете тому, чтобы никто не смел поднять на нас руку?» – поинтересовался представитель «НПО машиностроения». «Мы не должны вести себя так, чтобы нас боялись», – ответил Путин. Но и обращаться с Россией, как с «дойной коровой», он тоже не позволит. Поэтому, по его словам, с этой точки зрения даже хорошо, что распался СССР (хотя вообще это «национальная трагедия»).
Национальную идею Путин сформулировал по-простому: «Если мы будем почивать на лаврах, то захиреем совсем».
Газета ру