Учебная болванка

21 февраля 2004 в 02:28
Учебная болванка

С военной точки зрения, выход верховного главнокомандующего (президента) в море во время пусть условной, но ядерной войны — полный бред
       

Стратегические учения ядерной триады (морские, воздушные и наземные силы ядерного сдерживания — СЯС) должны были на этой неделе показать миру и нашим избирателям военное величие России и ее верховного главкома. Но опять вышел конфуз в Баренцевом море: ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Новомосковск» проекта 667 БРДМ не смог выполнить запланированный учебный пуск баллистической трехступенчатой ракеты Р-29РМ (она же РСМ-54) из подводного положения по цели на полигоне Кура на Камчатке.
       Подобный отказ — штука достаточно опасная. Если в пусковую шахту подлодки при неудачной попытке пуска проникла вода, то может начаться дегерметизация ракетных баков с ядовитым топливом гептилом и окислителем. При соприкосновении топлива с окислителем даже под водой непременно произойдут самопроизвольное возгорание, пожар и взрыв — такое в истории российского (советского) ядерного флота на подлодках уже случалось, с самыми печальными последствиями. Кстати, на подготовленной к пуску ракете стояли, понятно, учебные боеголовки-болванки, а на ракетах «Новомосковска» — вполне ядерные на много мегатонн в сумме.
       Поскольку на учениях лично присутствовал сам Владимир Путин, «источники» в ВМФ сначала несли прессе с испугу всякую околесицу о том, что это, мол, некий «спутник заблокировал сигнал на запуск». Через несколько часов адмиралы, впрочем, придумали отмазку: хотя раньше было объявлено совсем иное, теперь вышло, что никакого реального пуска Р-29РМ и не планировалось, а только, мол, условный.
       Очевидно, история с гибелью «Курска» ничему не научила наше начальство — оно продолжает свято верить, что, наврав и заставив подчиненную прессу повторять нелепую выдумку, можно развести любую неприятную ситуацию. А ведь СЯС могут выполнять задачу сдерживания, только если «условный противник» твердо верит в их эффективность. Сочинять явные небылицы вокруг ядерного щита недопустимо в принципе. Если баллистическая ракета самого нового типа из всех имеющихся ракет морского базирования во время учений в присутствии президента действительно отказала во время пуска, все сколько-нибудь серьезные иностранные разведки все равно узнают. Лучше сразу сказать правду — меньше будет общий ущерб. Но наши адмиралы, похоже, слишком лгать приучились. А чего же не лгать, если с рук сходит.
       Учения СЯС, подобные нынешним, проходят каждый год. Суть учений — провести испытательные пуски устаревших ракет морского, наземного и воздушного базирования. Дело в том, что исходные гарантийные сроки службы подавляющей части российских средств доставки давно и многократно перекрыты. Так что каждый год надо пускать самые старые ракеты, чтобы продлить еще на год срок службы остальным.
       В прошлом году с полигона Мирный вблизи Плесецка Архангельской области успешно пустили на Камчатку мобильную трехступенчатую твердотопливную ракету «Тополь», которая до этого 18 лет простояла на боевом дежурстве. Еще из Тюратама (Ленинск, он же Байконур в Казахстане) пускали жидкостные ракеты Р-36М УТТХ и УР-100Н УТТХ, больше 25 лет простоявшие в шахтах. (Из старых ракет выкачивают ядовитое топливо, окислитель и снимают боеголовки. Потом вынимают из шахты и с остатками (более тонны) канцерогенного гептила в трубах системы охлаждения везут в Казахстан на Байконур, где снаряжают учебными боеголовками, закачивают топливо с окислителем и пускают из шахты по Камчатке. Из шахт на территории России пуск жидкостных ракет не производят, чтобы загрязненные гептилом ступени не падали на нашей территории.)
       Естественно, при пуске старых ракет неизбежно бывают всякие неполадки, как сейчас в Баренцевом море. В случае накладок пуски повторяют, ведь иначе не продлить гарантийный срок, старые ракеты придется массово снимать с боевого дежурства, и последний реальный признак сверхдержавности, оставшийся у нынешней России от прежнего СССР, рассосется. Останутся только не по чину и не по силам страны непомерные амбиции кремлевской верхушки. Пока испытательные пуски старой опасной техники, которые к тому же часто осуществляют все хуже подготовленные, растренированные и небоеготовые экипажи, проходили без особых потерь, если не считать «Курск». Там была, конечно, не ракета, а старая торпеда. Но суть-то одна.
       Насущная необходимость регулярно запускать старые ракеты возникла в девяностые годы, и тогда же в Генштабе придумали: заодно организовывать каждый раз вокруг этого дела штабные учения, писать сценарий ядерной войны, в которой Россия, понятно, каждый раз побеждала «агрессора». В год президентских выборов подобные «учения» всегда проходили с особой помпой. Бывало, Борис Ельцин лично приезжал в Генштаб, выслушивал доклады на центральном командном пункте (ЦКП) и давал санкцию на применение СЯС.
       В этот раз Путин его перещеголял по всем статьям: на непомерно огромной (самой большой в мире) пятикорпусной лодке проекта 941 «Архангельск» вышел в море вместе с министром обороны Сергеем Ивановым руководить учениями СЯС. (Подводных крейсеров проекта 941 построили в восьмидесятые шесть штук. Лодки оказались слишком шумными и дорогими в эксплуатации, а твердотопливные ракеты Р-39 для них с советских времен не производят. Сегодня только три таких крейсера еще могут в принципе выйти в море, а к 2007-му и их должны пустить под нож.)
       С военной точки зрения, выход верховного главнокомандующего (президента) в море во время пусть условной, но ядерной войны — полный бред. Верховный должен в подобных условиях руководить страной, оценивать обстановку, задавать вопросы военным руководителям разного уровня, по «горячей линии» общаться с руководством «условного противника», принимать решения и отдавать приказы. А ядерный подводный крейсер в боевом походе должен по возможности соблюдать радиомолчание и скрываться, чтобы его враг не потопил до пуска ракет.
       Если бы нынешние учения проводили честно, то должно было быть признано, что шумный «Архангельск» был потоплен подлодкой типа «Лос-Анджелес» условного противника еще до начала полномасштабного конфликта вместе с верховным главнокомандующим. В соответствии с Конституцией пост верховного перешел бы к Михаилу Касьянову, который, используя старые связи и всего за 2 процента, быстро заключил мир и спас страну. Но разве у нас когда судили честно, по справедливости — хоть учения, хоть футбол, хоть что.
       
Павел ФЕЛЬГЕНГАУЭР
Новая Газета

© Kavkazcenter.com 2020