Как пишет американская газета "The International Herald Tribune", в Чечне исчезают люди. Это случается в Чечне каждый день, и это может произойти где угодно: в автобусах, битком набитых людьми, едущими на работу по улицам разбомбленного города, на рынке, ютящемся среди руин некогда многоэтажных домов, во время молитвы в полуразрушенной мечети или под ненадежным кровом собственного дома.
Появляются хорошо вооруженные люди на бронетранспортерах -- на их лицах маски, никаких знаков различия на форме -- и требуют документы для проверки. Иногда кажется, что они разыскивают кого-то, но иногда они просто забирают первого попавшегося мальчишку, способного держать автомат.
Некоторые из задержанных таким образом по своем возвращении рассказывают членам своих семей душераздирающие истории о том, как их подвергали избиениям и пыткам. Некоторые рассказы доходят и до сведения организаций по защите прав человека. Многие вообще никогда не возвращаются.
Вот во что переросла война Кремля с чеченцами за четыре года, с тех пор как чеченская столица была жестоко подавлена с применением массированными авиационных и артиллерийских бомбардировок. Теперь это скрытая война на изнурение, в которой, федеральные силы борются со скрытыми, но непримиримыми партизанами, теряя по двенадцать солдат в неделю.
Прокремлевский режим Чечни признал, что только в прошлом году исчезло 319 человек, 48 были найдены убитыми, 269 пропали без вести, хотя по оценкам группы «Мемориал», занимающейся сбором фактов нарушения прав человека, несмотря на ограничения со стороны военных, количество погибших и пропавших без вести во много раз больше. По статистике организации с 1999 года пропало более 3000 чеченцев, которых 'забрали незнакомые люди в камуфляжах на бронетранспортерах.