Если в Аджарии появился чеченский «боевик», то дело там намечается весьма серьезное. А если чеченских «боевиков» там несколько десятков, по утверждению одного из лидеров оппозиционного движения «Наша Аджария» Тамаза Диасамидзе: «нанятых, вооруженных и размещенных Асланом Абашидзе», – то расклад уже геополитический. Правда, Тамаз Диасамидзе не уточнил, что это за чеченские «боевики», а неискушенному разобраться в этом вопросе очень сложно.
Бывают чеченские «боевики», замеченные в Чечне, Афганистане, Ираке, Боснии. МИД России, однажды, предупреждал американцев, о группе чеченских «боевиков», намеревающейся проникнуть в США через мексиканскую границу, и японцев, которым рекомендовал усилить охрану ядерных объектов. Есть еще турецкие и иорданские «боевики» чеченского происхождения, не говоря об известном всем отряде, посезонно прорывающемся из Грузии в Чечню и обратно, для очередной дестабилизации.
В общем, чеченские «боевики» - явление многоликое и универсальное. Для демонизации врагов в глазах общественности, у любой противоборствующей стороны в любой точке мира, главная задача - первыми сообщить о наличии чеченцев в рядах своего противника. Упоминания о чеченских «боевиках» в противостоянии в Грузии было вопросом времени, единственной интригой был ответ на вопрос - на чьей стороне они объявятся? Или, кто первым об это заявит?
Раз речь зашла о чеченцах, уместно вспомнить одну чеченскую пословицу – «испугавшийся ударить коня - стал драться с седлом». Грозные заявления Михаила Саакашвили в адрес Абашидзе и его перемещения вдоль границы Аджарии дали повод говорить о надвигающейся войне. Как водится в таких случаях, после первой крови мало кто будет вспоминать причины, поэтому о них лучше поговорить сейчас, то есть разобраться, где конь, а где седло.
Саакашвили хочет восстановить контроль над территорией государства, президентом которого он избран. На территории его государства, то бишь в Аджарии, находятся иностранные оккупационные войска, размещенные там со времен оккупации Грузии российскими большевиками и Красной Армией.
Самостоятельность Аджарской автономии во многом обеспечивается присутствием там российской военной базы. Если самостоятельность автономии достигла такой степени, что там пренебрегают законами государства, то вполне естественно стремление центра восстановить свой контроль. Однако, одно дело - усмирить вырвавшегося из подчинения местного князька, другое дело - устранить причины, породившие нынешнее состояние.
Абашидзе из подчинения не выходил, потому что никогда не подчинялся центральным властям Грузии, так как центральные власти для него находятся в Москве. Обеспечивали его статус вооруженные силы России, грубо говоря, крыша, конкурировать с которой тбилисская крыша не могла.
Ненормальное положение, порожденное оккупацией Грузии, должно быть исправлено и у грузинского руководства, избранного большинством народа есть на это полное право. Однако, «решительный и дерзкий» Саакашвили, попав на прием к другу Буша - Путину и заглянув, подобно Бушу, в путинские поросячьи глазки, уподобился кролику, заглянувшему в глаза удава.
Продемонстрированная им в Кремле доброжелательность к Путину никак не вязалась с тем фактом, что Россия фактически оккупирует четверть грузинской территории и отказывается выводить свои войска. Конечно, кто-то возразит, что это политика, ведь не мог же он отхлестать букетом роз главное лицо России.
Некоторые аналитики предположили, что между лидерами достигнуто взаимопонимание, в рамках которого, видимо, произошло похищение и передача нескольких чеченцев Москве, а все остальное будет, как обещает Миша, в полном порядке.
Действия Саакашвии по укреплению грузинской государственности начались с Аджарии. Судя по его заявлениям, Батумский порт и таможня оказались для него важнее проблем оккупации Абхазии и Южной Осетии и двухсот тысяч грузинских беженцев. В Аджарии находится российская военная база. Перемещения российских войск и переброска туда дополнительных сил, путешествия Абашидзе в Москву, ни у кого не оставляют сомнений о роли России в этом противостоянии. Тем не менее, все стрелы Саакашвили направлены против Абашидзе, а вежливая улыбка - в сторону Москвы.
Саакашвили и его окружение не высказали, кажущееся естественным в данном случае, требование убрать российские войска с грузинской территории. Такое требование нашло бы поддержку у населения всей Грузии. Однако вместо этого политики стали использовать народ, как разменную монету. Если начнется кровопролитие, погибать будут грузины, а помогать им в этом будут российские войска, как оружием, так и личным участием.
Грузинские адмиралы флота, вероятнее всего, получат по кепке и разбегутся, а в итоге часть грузинского народа, проживающего в Аджарии, станет боготворить нынешних оккупантов своей земли, и станет врагом остальных грузин.
Может, сознавая, что крышу не сменить, Саакашвили сам стремится стать прилежным вассалом, устранив ненавистного Абашидзе? Саакашвили рвется в бой против своего народа и становится мягким, когда обращается к российской стороне с просьбой соблюдать нейтралитет. Если он надеется, что Америка будет воевать с Россией из- за батумской таможни или даже из-за всей Грузии, то он зря потратил время, обучаясь за границей международным отношениям. А поскольку маловероятно, что он такой наивный, значит он - продолжатель дела своего наставника Шеварднадзе.
Московский ставленник Шеварднадзе пришел к власти, используя силовую поддержку России. Затем он пользовался поддержкой Москвы, когда начинал военный конфликт в Абхазии. В том, что Москва благосклонно относилась к вводу грузинских сил в Абхазию можно убедиться, познакомившись с сообщениями российских СМИ и заявлениями российского руководства того времени. Позже, Шеварднадзе предстал, чуть ли не мучеником козней Москвы, когда Россия стала поддерживать абхазов. Однако, удивительное дело, после поражения в Абхазии он при помощи российских войск жестоко расправляется с оппозицией и сторонниками первого президента Грузии Гамсахурдиа.
Развязывание очередной братоубийственной войны может способствовать расширению и закреплению зоны оккупации на территории грузинского государства. Военная истерия, нагнетаемая политиками сегодня, уже имеет все признаки такого финала. Первые признаки - призывы к одной части народа выйти на улицу против другой её части. Разумные политики и патриоты призвали бы свой народ выйти и выступить против оккупантов, потребовав вывода иностранных войск.
Сегодня тех, кто призывает направить силы на прекращение оккупации, объявляют маргиналами, а действующие политики, имеющие власть, подталкивают народ к войне ради каких-то железных дорог, портов и таможен. Если бы Саакашвили подъехал к границе Аджарии и предъявил ультиматум о выводе российской военной базы, население не стало бы вооружаться против правительственных сил, а встало бы на их сторону. Однако, такой сценарий не предусмотрен кукловодами, устраивающими «мандариновые войны» и политиками, действующими вопреки интересам своего народа.
Салман Даудов,