Теракты в Узбекистане являются ответом на жесткое правление Каримова?
Редакционный комментарий, 30 марта 2004
Когда Узбекистан был советской республикой, Ислам Каримов был ее жестким коммунистическим руководителем. Когда Советский Союз распался, бывший инженер и экономист отбросил коммунизм, но не отказался от авторитарных методов управления. С тех пор, как его государство обрело независимость в 1991 году, он правит железной рукой, подвергая цензуре средства массовой информации, запрещая оппозиционные политические партии и ведя свою страну к экономической разрухе. Соединенные Штаты и Европа должны продолжать оказывать давление на Каримова, чтобы он перестал пытать узбекских граждан и сделал свою страну более открытой.
Как следует из показаний, данных на слушаниях Комиссии по расследованию событий 11 сентября 2001 года, после терактов в Вашингтоне и Нью-Йорке США решили увеличить объем помощи Узбекистану. Когда США вторглись в Афганистан для борьбы с "Талибаном" и "Аль-Каидой", Каримов позволил американцам использовать для региональных операций военную базу в Ханабаде. К сожалению, он также прикрылся антитеррористическим знаменем, объявил террористов врагами и попытался таким образом защитить себя от критики.
Каримов вновь прибегнул к этой уловке, возложив вину за осуществленные самоубийцами взрывы в Ташкенте и в Бухаре на террористов. Министр иностранных дел Узбекистана представил смерть по меньшей мере 18-ти человек и перестрелку с полицией как дело рук "международного террора".
Исламские экстремисты действительно осуществляют свою деятельность в Узбекистане. Однако большая часть противников режима не являются террористами. Весьма вероятно, что суровое правление Каримова способствует пополнению рядов экстремистов. Запрет на политическую оппозицию толкает недовольных в подполье и повышает вероятность того, что некоторые из них радикализируются; жесткий контроль над мечетями - например, запрещены громкоговорители, которые обычно вещают для верующих - и над исламскими проповедниками также с большей вероятностью будут способствовать росту недовольства, а не его уменьшению.
Два года назад Каримов пообещал предоставить большую свободу политическим группам и неправительственным организациям. Однако на деле он притеснял эти организации, например, "Открытое Общество", и отказывался регистрировать оппозиционные партии. Правозащитные организации неоднократно сообщали о пытках заключенных, которые иногда заканчивались смертельным исходом. В прошлом году Европейский банк реконструкции и развития потребовал, чтобы в обмен на продолжение предоставления кредитов Узбекистан проводил политические и экономические реформы. Пока Каримов не начнет реформы, Банку следует перестать выдавать кредиты, а Соединенным Штатам следует сократить свою помощь этому государству. Образ союзника тирана нанесет ущерб Вашингтону, если репрессии Каримова станут причиной хаоса, который превратит Узбекистан в падшее государство и прибежище для террористов.
Los Angeles Times
ИноСМИ