К середине XIII века прекращает свое существование династия Аббасидских халифов. В это время, в Сульжукском государстве, которое в свое время входило в состав Аббасидского халифата, наблюдается процесс распада. В одном из бейликов (областей) этого государства, расположенном между городами Бурсой и Анкарой, правителем становится Осман сын Эртогрула, который сменил на этом посту своего отца. Осман, видя разрозненность исламского мира, раздираемого со всех сторон врагами, а внутри междоусобицей, желает исправить эту неприглядную картину. Он предпринимает действия, направленные на формирование государственного устройства, призванного в дальнейшем объединить мусульманский мир, на основе исламских принципов, завещанных пророком Мухаммадом (с).
В 1299 году он приглашает к себе видных исламских ученых и обращается к ним: «Я обладаю достаточной силой и мощью для джихада, а на вас возлагаю задачу, мобилизовать все свои знания для формирования общественного уклада мусульманского сообщества, на исламских принципах».
И с этого времени начался процесс создания нового сообщества, которое, было призвано продолжить эстафету исламского правления уммы на основе Корана, Сунны и иджтихада (решение в духе Корана и Сунны выносимое муджтахидами - мусульманскими улемами).
Идет процесс расширения государства, где используются пути даавата, просвещения, дипломатии и вооруженного противостояния. На новых просторах державы, жизнь, как граждан, так и государственных структур, регламентируется и строится согласно вечным законам Всевышнего. В результате, новое государственное образование приобретает статус халифата, основанного на институте Шуры (Совета). В этой державе, авторитет Шейх-уль-ислама становится непререкаемым как для правителей, так и для их подданных. Начиная с периода правления Селима I, который подчинил Восточную Анатолию, Армению, Курдистан, Северный Ирак, Сирию, Палестину, Египет, Хиджаз, османские правители берут в руководство принцип: правители регионов и областей требуют от своих подданных, исполнения указов и постановлений халифа, который в свою очередь согласует их с Шейх-уль-исламом, определяющим их соответствие исламским канонам.
Ни один Османский правитель, не мог направить своих воинов в поход без согласования с Шейх-уль-исламом. Шура, известная как «Диван Хумаюни», куда входили министры, влиятельные мужи, крупные исламские учёные, являлась законодательным органом, олицетворявшим справедливость. Одним из ярких подтверждений этого может служить известный эпизод из истории Османов. Халиф Мухаммад Фатих (Мехмет-II) совершил притеснение в отношение одного иноверца, который, в свою очередь, обратился с жалобой к кадыю (судье). Кады, в назначенный день, пригласил истца и обвиняемого халифа в суд, где халиф был вынужден подчиниться. Так как исламский шариат не делит людей на правителей и подданных - перед лицом правосудия все равны.
Характерно отметить, что являясь динамичным и много национальным государством, различные национальности которого, будь то турки, либо какие-то иные, мусульмане, христиане или иудеи, были в первую очередь османами, частичками единого, гибкого образования, которое выходило за рамки таких понятий, как национальность, нация, религия. Фламандский дипломат и ученый Ожье Эселин де Бусбек, после своего визита в лагерь султана Сулеймана в 1555г, описывает: «Штаб султана был наполнен помощниками, включая и высших чиновников. Никто из присутствовавших не демонстрировал своего превосходства, а все старались показать свои добродетели и храбрость; никто не кичился своим рождением, ибо честь здесь соответствует занимаемой должности и характеру исполняемых им обязанностей. Таким образом, нет никакой борьбы за первенство, каждый знает свое место и свои функции. Сам султан распределяет обязанности и должности, и сам оценивает достоинства и уровень претензий своих подданных, не обращая внимания на богатство и влиятельность.
У каждого человека есть возможность выдвинуться. Высшие посты очень часто занимаются детьми пастухов, и вместо того, чтобы стыдиться своего происхождения, они гордятся им. Наш метод отличается от их метода; у нас все зависит от рожния и все высокие посты распределяются только в связи с ним». Известно, что Хайруд-дин паша Ат-Туниси был простым рабом, но за свое усердие и способность стал губернатором Туниса и имел печать халифа стамбульского. Из египетского вилаята (губернии) был послан запрос в столицу (Стамбул), с просьбой отправить к ним экономиста, для организации программы экономического развития региона. Им был послан христианин (армянин) Нубар паша.
Единственная, в своё время, Османская держава признавала все три монотеистические религии. Благодаря своим первым султанам, турки возродили и воссоединили мир Ислама на его азиатских территориях; затем, благодаря династии Османов, они возродили к жизни европейские земли восточно-христианского мира. Объединяя Восток с Западом, османы заполнили вакуум, образовавшийся после распада халифата в Азии и Византийской империи в Европе, чтобы развиться внутри этого пространства в виде новой мусульманской цивилизации. В таком виде, государство сохранялось вплоть до конца XIX века, когда оно в виду различных причин, пришло к упадку. Последним исламским державоносцем был Абдуль-Хамид-II . Это время заката последнего халифата, как отмечают мусульманские ученые.
Каковы же причины, положившие начало этому процессу? Такому огромному и могущественному государству, как халифат, не хватало маневренности и мобильности, в то время как в Европе началась техническая революция. И, как результат, мы наблюдаем то, что небольшие, по своим размерам и с гораздо меньшим населением, европейские страны, резко обходят государство османов по уровню технического развития. Вследствие чего наметился процесс вестернизации (европеизации) страны, и подмена одной цивилизации другой. Истоками этого послужили реформы в области образования. Во время правления Абдуль-Хамида усилились западные настроения. В это время множество молодых людей направляется на учёбу в различные страны Европы, возвращаясь оттуда, они несут в себе уже новый подход к обустройству страны, чуждый ей. Влияние иностранцев в Османском государстве в то время, присутствует весьма активно в различных сферах. В стране образуется новый средний класс, который несёт и новую идеологическую установку-идею пантюркизма.
Западный историк Арнольд Тойнби писал: «Последствием упадка оттоманской системы явилась утрата гибкости, что сказалось самым фатальным образом на истории османского общества. Османы не смогли ответить на грозный вызов со стороны Запада, своевременно и мобильно изменив свои социальные институты. Перейдя к обороне, османы были вынуждены искать спасения иными методами. В течение двух с половиной столетий они вынуждены были заниматься вестернизацией».
В самом начале XX века образуется т. н. «Комитет единения и прогресса». Лорд Кинросс, английский историк и писатель говорит о них: «… члены Комитета единения и прогресса, заручившиеся тайной поддержкой организованных групп свободных масонов, евреев и донме (евреев, обращённых в мусульманство), были в своих действиях более решительными, чем члены организации в Париже, с которой Комитет слился в 1907 году». Комитет поддерживает и часть офицерства, чего никак не ожидал султан. В 1909 году под сильным давлением вынуждают уйти в отставку султана Абдуль-Хамида-II , а на его место назначают его брата Ришада, лишив всех властных полномочий. Комитет единения и прогресса становится полноправным хозяином в стране. Божественный лозунг Османского халифата «Нет божества кроме Аллаха, а Мухаммад посланник Его!» заменён на светский лозунг французской революции: «Свобода, равенство и братство». Теперь политика пантюркизма становится официальной в Турции.
На деле это означало преднамеренное навязывание турецкого языка другим нетурецким мусульманам. Усиливаются националистические устремления турок, схожие явлениями такого рода в Европе, поиск расовых и народных корней постепенно находит своё выражение в политическом и культурном движении пантюркизма.
Наступает конец, как исламскому правлению, так и исламскому влиянию в государстве. Последним аккордом в драме крушения Османского халифата стало создание в 1924 году Турецкой Республики, когда религиозная власть была официально заменена светской.
Мухамед Саляхетдинов,
по материалам издательского дома «Бадр»