Письмо в редакцию
Я житель Дагестана. Познакомился с обращением амира дагестанских моджахедов Раббани Халилова еще до того, как оно появилось у вас на сайте.
Считаю, что обращение амира Раббани с точки зрения Ислама и наших общекавказских традиций выглядит безупречно. То есть, лично я согласен со всем, что в этом обращении сказано. Думаю, что найдутся немало людей в Дагестане, чьи жизненные позиции, так или иначе, совпадают с позицией Раббани Халилова и его сторонников.
Однако, на мой взгляд, реальное положение вещей в Дагестане таково, что если даже ангелы Всевышнего спустятся на нашу грешную землю с увещеваниями, вряд ли это возымеет действие на нынешнего дагестанского обывателя, превращенного в толпу.
В Дагестане создан крайне негативный образ так называемых «ваххабитов». По существу, любой человек, осмеливающийся критиковать нынешние власти с позиции Ислама, мгновенно получает ярлык «ваххабита». Создается такое впечатление, что люди просто разучились соображать.
Яркое тому подтверждение реакция обывателей на уничтожение Кадырова - «Кадырова убили и правильно сделали, потому что он говорят бывший ваххабит».
Конечно, есть среди дагестанцев и понимающие суть дела, однако для большинства (т.е. охлоса) весь мир делится на ваххабитов и всех остальных.
Так называемое «духовное управление» мусульман Дагестана, более известное в народе как «ослиный муфтият», немало постаралось в деле «антиваххабистского зомбирования» дагестанцев, однако даже критика столь одиозного заведения нередко выливается в словесную формулу, типа: «да ну их всех к чёрту, там одни ваххабиты сидят!»
По-моему глубокому убеждению, на Кавказе следует очень тщательно и осторожно подходить к идеологии. Необходимо брать пример с Джохара Дудаева. Ему прекрасно удавалось побеждать своих противников идеологически. Я сам был очевидцем самого восторженного отношения дагестанцев к Джохару Дудаеву. Мы все любили его. Мы видели в нём кавказского вождя, истинного лидера. Это был чрезвычайно обаятельный человек, понятный всем и уважаемый всеми.
Вместе с тем трудно найти в Дагестане людей, сочувствующих погибающим здесь и в Чечне милиционерам. Кто бы их ни отправил на тот свет, реакция однозначно положительная: «да всех их давно пора перестрелять, потому что все они взяточники». Более того, в Дагестане откровенно рады, когда убивают очередного милиционера.
В целом же дагестанцы, на мой взгляд, сегодня меньше всего думают о политике. Основная энергия масс направлена исключительно на выживание. Люди устали от политики, они думают лишь о самых обыденных вещах. И, кроме того, в Дагестане налицо национальное противостояние, которое искусственно культивируется Москвой.
Нынешнему аварцу куда как понятней злобная атидаргинская риторика, нежели цитаты из Корана. Самый простой и верный путь к сердцу аварца (и не только аварца) - дикий беспощадный национализм.
Не нужно быть ясновидцем, чтобы не понять очевидное: Дагестан накануне острейшего национального противостояния. Самый многочисленный в Дагестане аварский народ с огромным раздражением воспринимает бесконечное правление одних и тех же даргинских кланов. Вполне очевидно, что эта ситуация целенаправленно насаждается Москвой.
Вообще период «ваххабизма» в Дагестане сменился на период «националистического противостояния». Сегодня вовсе не Ислам, а именно националистическая идеология, я бы даже сказал «националистические инстинкты» овладели умами масс. Какие-либо возвышенные религиозные идеи топой просто отвергаются. Все озабочены повседневными проблемами и «конкретными врагами» своей нации.
Надо признать, что в идеологическом плане Москва добилась определенных результатов в деле раскола мусульман Кавказа. Можно даже говорить о некой победе кремля, однако с точки зрения Ислама эта победа не стоит и ломанного гроша. Потому что толпа никогда ничего не решает. Опора на толпу может дать временную иллюзию успеха, но не может дать устойчивую уверенность в окончательном достижении поставленной цели.
Муса Шамилев (Аварский), Махачкала
Отдел писем,