В среду с утра Леонид Парфенов попрощался с сотрудниками и коллегами на НТВ, ему отдали трудовую книжку и забрали служебную машину. Помещение, где располагалась редакция программы «Намедни» Леонида Парфенова, было опечатано, с интернет-сайта НТВ была снята ссылка на программу «Намедни», нет ее уже и в расписание передач. При этом, как отметил один из коллег Парфенова, «журналистам программы пока ничего конкретного не говорили». «Пока мы занимаемся текущей работой», – заметил источник. Видимо, под текущей работой подразумевается работа на выпуски новостей, почти все сотрудники «Намедни» работали на два фронта.
Весь политический и журналистский бомонд тем временем комментировал увольнение автора самой свободной из политических программ. Причем если почти все политики-демократы, политологи и правозащитники в разговоре с «Газетой.Ru» говорили о свободе слове, то коллеги-журналисты сомневались в исключительно цензурных мотивах увольнения ведущего «Намедни». А главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов в интервью «Газете.Ru» вообще признался, что в такой ситуации сам уволил бы Парфенова.
«Если журналист изъял уже этот сюжет, значит, он с этим согласился. Ну чего ты теперь выпрыгиваешь?!»
«Телевизор можно не включать»
Российские политики, политологи и правозащитники в разговоре с «Газетой.Ru» выразили уверенность, что за вчерашним увольнением Леонида Парфенова стоят политические причины. Вместе с тем, все опрошенные нами эксперты считают, что команда НТВ после ухода Парфенова развалится...
«Ты ж согласился, ты ж не выпустил полностью, ты же не снял свою передачу, ты же не бросил заявление на стол тогда. Что ж теперь ты будешь говорить: «Ах, какие гады у меня начальники»?
Подискутировать с Венедиктовым Парфенов мог в прямом эфире. Интервью с Парфеновым, посвященное его увольнению, было анонсировано еще с утра, в назначенный час офис «Эха Москвы» заполнили представители СМИ в неограниченном количестве. Однако за пять минут до эфира Парфенов позвонил Венедиктову и сказал, что прийти не сможет, так как расстроен и ни с кем не хочет общаться. «Он такой опущенный, секретарша говорит – как кирпич на голову упал», – жалела Парфенова сотрудница радиостанции.
Парфенов все же выступил в радиоэфире, правда, по телефону. Он рассказал, что подписал приказ, в соответствии с которым он уволен с НТВ по сокращению штатов. На нем он написал «ознакомлен, но не согласен».
Парфенов не согласился с мотивацией. «Оказалось, дело не в служебной этике, а в том, что закрыта программа, и ведущий в связи с этим не нужен и попадает под сокращение штата», – объяснил Парфенов.
Что будет со страной и миром
«Я уволенный, подписал приказ, что с ним ознакомлен, но не согласен с его мотивацией. Там считается, что это сокращение: ликвидируется программа – не нужен ведущий, значит, по сокращению штата», – говорит Леонид Парфенов. Хорошо бы понимать, что теперь ждет программу «Страна и мир», созданную уволенным Парфеновым...
Однако формально Парфенова можно было уволить в любой момент. Например, в договоре, им подписанном, говорится о невозможности организации любого с ним интервью, а он сам, по его признанию, дал таких интервью «около 186».
Экс-ведущий «Намедни» рассказал об истории конфликта с руководством: когда был отснят материал по Яндарбиевой, его стали уговаривать выпустить сюжет в эфир через неделю, после выступления на процессе защитников. «Было давление со стороны Герасимова как исполняющего обязанности гендиректора и тех, кто позиционирован в качестве руководителей Герасимова, – заявил Парфенов. – Яндарбиеву пытались интервьюировать другие, она отказывалась, все звонили нам, я говорил, что мы, очевидно, покажем интервью в воскресенье, и тогда в понедельник канал предложит сюжет на обмен или продажу», – сказал он. По его словам, был сделан эксклюзивный материал, «а мне предлагают мало того что не давать в эфир, так еще и покрывать того, кто в эфир не выдал, делать вид, что я сам не выдал».
Генеральный директор НТВ Николай Сенкевич, в свою очередь, в интервью телеканалу объяснил свое решение об увольнении так: «Программа «Намедни» являлась для телекомпании НТВ имиджевой, высокорейтинговой, поэтому данный вопрос требовал, безусловно, всестороннего осмысления».
«И поэтому постоянно, когда возникали подобные ситуации, мы пытались находить какие-то компромиссы, как говорится, по христианской традиции: ударили по щеке – подставь другую. Но мест, которые можно было бы подставить, больше не осталось», – честно признался Сенкевич.
Корпоративная этика корпоративного государства
Парфенова уволил не Сенкевич, а Путин. Потому что увольнение было произведено в строгом соответствии с теми правилами, по которым сейчас живет Россия...
Пока остается неизвестной дальнейшая судьба Парфенова. Сам он говорит, что никаких конкретных планов у него пока нет. Безработному журналисту уже предложило помочь государство. Вечером с ним встретился руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский. После разговора с ним он не исключил, что в будущем его ведомство сможет поддержать проекты телеведущего специальными грантами. «Пока еще трудно говорить что-то определенное, но думаю, что это направление работы Леонида в случае необходимости может быть поддержано агентством в форме выделения финансовых грантов».
Впрочем, как рассказал «Газете.Ru» Венедиктов, Парфенову уже есть куда идти.
Наиболее вероятные возможности трудоустройства телеведущего – либо развлекательный телеканал СТС, либо, что скорее, канал «Культура».
И там и там в свое время ему уже предлагали выпускать «Намедни». За те же деньги – только без политики
Газета ру