У каждой эпохи свои лозунги. У каждого политика есть фразы, которые ассоциируются только с его именем. «Жить стало лучше, жить стало веселее», — и практически каждый вспомнит, что это говорил И.Сталин. Кстати, в тяжелые годы, которые он управлял государством, жизнь для подавляющего большинства действительно становилась лучше с каждым годом. Сменивший его Хрущев, вошел в историю как лидер, стучавший ботинком на трибуне ООН и обещавший показать американским империалистам «кузькину мать». Он провозглашал задачу «догнать и перегнать Америку». Несмотря на шутовские выступления лидера и его кукурузные перегибы, страна продолжала быстро развиваться и действительно потихоньку догоняла Америку по ВВП на душу населения, первой запустила искусственный спутник земли, а потом рукоплескала и первому космонавту земли. Эпоха Брежнева («дорогого Леонида Ильича») ассоциируется с его знаменитым «чувством глубокого удовлетворения» и «экономика должна быть экономной». Кстати, при опросах общественного мнения большинство населения говорит об эпохе его «правления» как о самых благополучных годах.
Обрушившаяся на страну перестройка связана в сознании с горбачевскими полуграмотными «нaчать и углyбить» с последующим переходом к полуприличной лексике «кто есть ху». Вырвавший у него власть и подписавший приговор великой державе Б.Ельцин запомнился своим предложением регионам «берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить». Последствия такого лозунга Россия расхлебывает до сих пор. А вот другая его знаменитая фраза «во всем виноват Чубайс», к глубокому сожалению, ничего не изменила. Ельцина уж нет, а рука Чубайса по-прежнему чувствуется во всех делах и делишках нынешней власти.
Нынешний президент, придя к власти, «узаконил» в политическом лексиконе лозунг нового времени — «мочить в сортире». Переход к уголовной лексике, ее широкое использование средствами массовой информации и политическими лидерами стали знамением эпохи. И если поначалу это воспринималось как случайная, не слишком удачная оговорка нового президента, то постепенно стало понятно, что на самом деле эта фраза достаточно точно отражает тот курс, которым собирается следовать нынешняя власть. Суть этого курса можно определить как последовательность спецопераций под общим лозунгом «мочить в сортире». Сначала начали мочить чеченских боевиков. А воз, как говорится, и ныне там… Потом в ходе сначала парламентских, а потом и президентских выборов начали мочить политических оппонентов. Такой грязи, какая была вылита в ходе прошедших двух избирательных кампаний, страна еще не знала. Выборы прошли, но политические оппоненты, как и чеченские террористы, к большому разочарованию властей, не замочены до конца. И все еще пытаются повлиять на тот курс, которым упорно следуют власти. Поэтому в нашей суровой действительности одна спецоперация следует за другой.
Посмел Ходорковский заявить о какой-то политической позиции — мочить его. Всем понятно, что он не делал ничего такого, чего бы не делали все остальные нефтяные магнаты и олигархи, но он посмел ступить на чужую территорию и должен быть наказан.
Неугомонный Глазьев никак не успокоится и опять хочет зарегистрировать какую-то партию. Мочить его. Опять полились в СМИ потоки все той же старой грязи, которой обильно потчевали избирателей во время избирательной кампании, Минюст уже в который раз отказывает с регистрацией движения «За достойную жизнь», а администрация президента, как пишут осведомленные источники, строит планы, как вообще лишить его депутатского мандата. Много денег на это не потребуется, вполне сгодятся и старые заготовки.
А вот на борьбу с другим противником, КПРФ — никаких денег и усилий не жалко. Стратегическая цель — полностью развалить КПРФ, единственную реальную российскую оппозиционную партию с разветвленной региональной структурой. Тактика — постепенное «откусывание» от нее кусочков с инициализацией бесконечных публичных конфликтов, широко обсуждаемых в нелицеприятных выражениях подконтрольными СМИ. Сначала для этого использовали Г.Селезнева, затем С.Потапова. Масштаб последней спецоперации под условным названием «навстречу съезду КПРФ» поразил своим масштабом и цинизмом даже видавших виды политиков. Так, в заявлении по этому вопросу партии «Яблоко» , которую трудно заподозрить в особых симпатиях к КПРФ, выражена глубокая озабоченность «в связи с насаждением в стране самых грязных форм черного политического PR, фактически дискредитирующих публичную политику в России, весь политический класс страны, Россию как государство». «Нам отвратительна атмосфера, целенаправленно создающаяся в стране властными структурами с помощью убогих политтехнологов и продажных псевдо-политиков. Это происходит и в отношении политических партий, и гражданских организаций, и бизнеса, и отдельных граждан. Те, кто сознательно проводит такую линию, позорят нашу страну и наш народ», — говорится далее в заявлении.
Возникает вопрос, зачем власти все это надо? Ведь в ходе парламентских и президентских выборов КПРФ и так была в достаточной степени, выражаясь современным политико-криминальным языком, «опущена». Может быть, это на самом деле никем не срежиссированный внутренний кризис партии?
Еще в ходе президентской кампании некоторые кандидаты предупреждали, что в случае избрания Путина власти приступят к немедленному осуществлению широкомасштабных антисоциальных реформ. Реальные действия властей подтвердили самые худшие опасения. Предложенные правительством законопроекты не на шутку испугали даже ко всему привыкших граждан. Населению стало понятно, что в случае принятия в полном объеме всех предложенных мер, речь для многих пойдет в буквальном смысле слова о выживании. В этих условиях наличие реальной оппозиционной партии, обладающей большим влиянием в регионах и способной организовать и возглавить широкие протестные выступления, могло испортить команде реформаторов все планы.
В самой КПРФ к съезду готовились тщательно. На нем планировался тяжелый разговор о причинах неудачного выступления на выборах, о допущенных ошибках и новой стратегии партии. Но Кремль вполне устраивает та ниша, в которую удалось загнать КПРФ на сегодня, и никакие свежие веяния Кремлю не нужны, тем более в условиях «брожения» среди населения и массового недовольства заявленными реформами. Поэтому спецоперация по организации параллельного съезда, с целью не допустить никакого серьезного разговора между сторонниками и оппонентами Зюганова, получила буквально военный размах, с мощным пиаром, автобусами и пароходами, сбоями на линии метро, ложным минированием и отключением света и воды. Проведение большого мероприятия без света и воды в туалетах заставляет вспомнить такие трагичные события как октябрь1993 г., когда власти отключили свет и воду защитникам Белого дома или события на Дубровке. Только в измайловском комплексе делегаты съезда оказались заложниками не террористов, а полного беспредела властей. В этих условиях звонок президента Зюганову с вопросом «Что случилось?» являет собой верх цинизма.
Если силы КПРФ невидимой умелой рукой направляются в суды, где решения можно ждать годами, то для населения тоже нашлось отвлекающее занятие. Еще одна небольшая спецоперация — и получите на ровном месте банковский кризис. Напуганное возможностью очередной раз потерять сбережения, население забудет и о льготах (тут уж не до льгот, спасти бы честно заработанное), и о пенсионной реформе, и о крайне тяжелых по последствиям законопроектах по ЖКХ. Большинство зарубежных и отечественных экономистов сходятся в одном: никаких фундаментальных причин для возникновения серьезных рисков и развития банковского кризиса нет. Все это результат кризиса управления со стороны Центрального банка. Вот только трудно предположить, что руководство ЦБ не ведает, что творит. Гораздо больше это напоминает спланированную операцию по переделу собственности и манипуляции с вкладчиками. Понятно, что ни один банк не держит деньги вкладчиков «в мешке», чтобы вернуть их по первому требованию. Деньги выдаются в кредит, вкладываются в ценные бумаги, и вернуть сразу все средства запаниковавшим вдруг вкладчикам не сможет ни один(!) самый надежный банк. А то, с какой скоростью «Гута-банк», которому вкладчики за один день предъявили претензий на 10 млрд. руб., оказался «с потрохами» (а точнее с принадлежащими ему крупными промышленными предприятиями) собственностью принадлежащего государству Внешторгбанка, это еще одно свидетельство того, что если кризисы происходят, значит это кому-нибудь нужно. Кстати, во Внешторгбанке только в С.-Петербурге за один день юридическими лицами было открыто 500 (!) новых корпоративных счетов, а СМИ уже распространяют слухи, что нынешний президент Внешторгбанка А.Костин станет в ближайшее время главой Центробанка.
Банковский кризис в целях передела собственности был организован по всем правилам проведения спецопераций: здесь были и умело организованные утечки со ссылкой на источники в ЦБ, и широкое использование Интернета для рассылки списков ненадежных банков, и выступления чиновников, которые лишь подогревали возникший ажиотаж, и распространение слухов. Вот только все эти спецоперации — дело чрезвычайно опасное. Одно неосторожное движение и процессы могут выйти из-под контроля, и тогда «мочение в сортире» закончится политическим или экономическим Чернобылем.
Сергей Соколов