В интервью американской газете "The Wall Street Journal" гроссмейтер Гарри Каспаров заявил: «Когда два российских самолета одновременно взорвались в воздухе две недели назад, мы не услышали от президента Владимира Путина об этом ни слова. Когда несколько дней спустя смертница подорвала себя возле станции метро в центре Москвы, российский народ вновь тщетно ждал обращения президента. Когда же сотни детей погибли в Беслане на юге России, у г-на Путин просто не осталось выбора: он не мог не обратиться к народу, и он выступил. Но что же он сказал? Слова, да и тон его короткого выступления показались до боли знакомыми всем, кому довелось жить при советской власти. Подытожить смысл его обращения можно следующим образом:
1) СССР был прекрасным государством, и нам следует вернуться к советским методам.
2) Российское общество не готово к демократии, и все должны следовать указаниям центральной власти.
3) Мой имидж сильного лидера важнее, чем жизни россиян.
В демократической стране из речи г-на Путина получилось бы отличное заявление об отставке. Но в советском политическом лексиконе слова «добровольная отставка» просто отсутствуют. В кризисные моменты проявляется подлинное лицо г-на Путина. Два года назад мы пережили захват «Норд-Оста», и парламент тогда заблокировал расследование этого захвата. Политика тотальной секретности в стиле КГБ отлично подходит для запугивания диссидентов или ареста бизнесменов. Теперь, когда оно годами делало вид, что никакого кризиса в Чечне не существует, руководству страны очень трудно признать, что пожар в этой северокавказской республике превращается из утопии в реальность.
Что еще потребуется, чтобы г-н Путин наконец признал: Чечня не станет подчинятся лидерам, назначенным Кремлем, особенно если российские военные и поддерживаемые Кремлем бандиты, ежедневно стирают с лица земли чеченские села? Однако он и Герхард Шредер с удовольствием гуляют под ручку с г-ном Путиным, не обращая внимания на зверства российских войск в Чечне. В тот самый день, когда ООН осудила Израиль за военные преступления в Енине, она отказалась принять аналогичную резолюцию в отношении российских преступлений в Чечне.
Виновные в издевательствах над заключенными в Ираке должны быть наказаны, но по сравнению с невыразимым ужасом лагеря Чернокозово в Чечне Абу-Граиб напоминает «однозвездочный» отель советской эпохи. В Чечне идет полномасштабный геноцид, фактически поддерживаемый всеми членами «большой семерки» - ведь они отказываются осудить происходящее. Во имя стабильности Запад выдал Путину моральный карт-бланш.
Другой заслуживающий внимания аспект чеченского конфликта - относительное равнодушие к нему со стороны мусульманского мира. Можно было бы предположить, что необъявленная война христиан против мусульман должна бы удостоиться внимания «Аль Джазиры». Несмотря на попытки г-на Путина возложить вину на «Аль-Каиду», и тем самым делать вид, будто он ведет ту же войну, что и Запад, война в Чечне - его собственных рук дело».