Путин намерен восстановить контроль во всех сферах жизни, снова превратить страну в "сверхбюрократическое государство", где бюрократия, в лучших советских традициях, не ответственна ни перед кем кроме самой себя. Газета "Комсомольская правда", близкая к высокопоставленным чиновникам, ясно формулирует цель: "восстановить великую империю, которой боялись все в мире", как СССР. Россиянам следует ждать от Кремля еще большей жесткости как внутри страны, так и на международной арене, пишет американская газета. Готовящийся закон о терроризме позволит приостанавливать действие конституционных свобод на 60 дней.
Людмила Алексеева, возглавляющая Московскую Хельсинкскую группу, говорит: "Российские власти принимают меры предосторожности на случай чего-то вроде "оранжевой революции" в Москве". Месяц назад Михаил Юрьев, председатель правления группы "Еврофинанс", имеющей тесные связи с кремлевскими бюрократами в погонах, написал программу для России. Впереди две важных цели, писал он в "Комсомольской правде": восстановление Российской империи и превращение многонациональной страны с многообразием религий в единую нацию – русскую и православную.
"Интересы других наций не должны нас беспокоить", – заявил он. Обе цели требуют четкого определения понятия "враг государства". Такие враги – те, кто выступает за переговоры о прекращении войны в Чечне, те, кто прислушивается к советам Всемирного банка и Международного валютного фонда, равно как и "к поучениям Запада по поводу нашей политики и экономики".
Среди врагов России также те, кто высказывается в пользу профессиональной армии; те, кто против преподавания православия в государственных школах; те, кто выступает за свободу прессы; и те, кто против превращения бизнеса в козла отпущения. Короче говоря, все, кто против режима и его политики, должны быть объявлены врагами государства, пишет The Washington Post.