Вацлав Радзивинович, 28 декабря 2004
Я согласен с одной фразой, которую произнес Владимир Путин во время последней пресс-конференции в Кремле, отчитывая Александра Квасьневского за участие Польши в разрешении украинского конфликта. Напомнив нам о том, что в Польше безработица на уровне 20% и значительный внешний долг, Путин посоветовал: 'О доме надо думать. О доме'.
Владимир Путин сказал, что 'это старый анекдот'. Мне вспомнился анекдот, круживший еще по СССР, причем достаточно вульгарный. Однако польский читатель имеет право знать, о чем думает президент Российской Федерации, обращаясь к президенту Польши. В этой связи позволю себе напомнить этот анекдот, заранее извиняясь.
Итак: возвращается дошкольник домой и, светясь, хвастается маме: 'А сегодня мальчишки из старшей группы написали на стене слово из трех букв'. На это возмущенная мама бьет мальчика по голове. Заплаканный малыш идет к отцу и жалуется, что получил за то, что сказал маме о том, что друзья написали на стене слово из трех букв. Отец тоже рассердился, но спросил сына, о каком слове идет речь. 'Дом' - отвечает ребенок. Отец срывается с кресла, бежит на кухню и бьет жену по голове. 'За что?' - спрашивает перепуганная женщина, а муж ей отвечает: 'О доме надо думать, о доме, а не об одном х . . е' (по-русски это слово состоит из трех букв).
Что ж, Владимир Путин, хоть и юрист по образованию, по профессии - офицер КГБ, и чувство юмора у него по-прежнему довольно солдатское.
Совет на тему того, чтобы 'думать о доме', достаточно ценный. Самому президенту Российской Федерации тоже стоит принять его ближе к сердцу.
На той же самой встрече с журналистами Владимир Путин признал, что 18% россиян живут в нищете, то есть их доходы ниже чрезвычайно скромного уровня (около 200 польских злотых в месяц) социального минимума. И при этом президент сказал об этом с гордостью, напомнив о том, что еще недавно в крайней нищете жили 30% россиян. Это правда, но каждый третий россиянин сводил концы с концами в то время, когда баррель нефти, имеющий решающее влияние на состояние финансов России, стоил 9-12 долларов.
Сегодня цена барреля в четыре раза выше, а у России в этом году количество этих баррелей будет рекордным - 2,8 млрд. И тот факт, что каждый пятый гражданин заливаемой нефтедолларами страны живет в крайней нищете, - это повод для стыда, а не для гордости. Если бы в Москве действительно 'думали о доме' и не разбазаривали доходы от нефти хотя бы на избирательную кампанию Виктора Януковича (в Киеве предполагают, что россияне потратили на это 600 миллионов долларов), то хоть как-то эти позорные 18% наверняка удалось бы сократить.
Сами россияне оценивают, что рынок взяток в их стране составляет около 40 миллиардов долларов в год, и при Владимире Путине он не уменьшается, а растет. Потери, которые Российская Федерация несет в результате оплаченных взятками мер, предпринимаемых коррумпированными чиновниками, в несколько раз выше. Если бы в Кремле 'думали о доме' и всерьез взялись за коррупцию, а не выбрасывали деньги на поддержку прогнивших коррумпированных режимов на Украине, в Белоруссии, Абхазии или в Аджарии, нищеты в России не было бы вовсе.
Уж где-где, а в насчитывающей 17 млн. кв. км, сказочно богатой нефтью, газом, железом, лесом, рыбой и алмазами России на самом деле есть множество причин, чтобы 'думать о доме', а не о возрождении империи. Быть может, Владимир Путин из того ехидного замечания, которое он сделал в наш адрес, извлечет вывод и для себя самого. Потому что, если он этого не сделает, россияне, которым придаст смелость пример украинцев, рано или поздно спросят его: 'Если мы такие богатые, то почему же мы такие бедные?'
"Gazeta Wyborcza", Польша
ИноСМИ